Открытие техно-арт-выставки «Инжиниринг как искусство», посвященной 75-летию атомной промышленности, состоялось 25 сентября в Арсенале Нижегородского кремля.
Участие в мероприятии приняли заместитель председателя правительства, министр культуры Нижегородской области Олег Беркович, вице-президент по цифровизации АО ИК «АСЭ» Ольга Толстунова, спецпредставитель Департамента по взаимодействию с регионами ГК «Росатом» в ПФО Роман Скудняков, куратор выставки, российский художник-график и дизайнер Игорь Гурович, заведующий Волго-Вятским филиалом ГМИИ им. А.С. Пушкина — Арсенал Анна Гор.
Техно-арт-выставка, посвященная инновациям, инжинирингу будущего и людям, которые его создают, — результат коллаборации инженеров-проектировщиков атомной промышленности и культового дизайнера Игоря Гуровича. Ее фокус — на наукоемких решениях и технологиях, которые применяются при строительстве атомных станций.
Главный объект выставки — техно-арт-хронометр «Опережая время». Центральным элементом инсталляции стал значимый механизм атомной электростанции — паровая турбина низкого давления. «На АЭС главным агрегатом считается реактор, при этом турбина подкупает своей красотой, — презентовал объект один из его авторов, инженер АО „Атомэнергопроект“ Михаил Галов. — Очень приятно, что атомная отрасль находит новые формы коммуникаций через искусство. Я рад, что здесь, в Нижнем Новгороде, появился такой объект, и надеюсь, что подобные арт-объекты появятся в других атомных городах».
Гости погрузились в атмосферу выставки, став зрителями театральной постановки в жанре вербатима от режиссера Бориса Ройза, выпускника режиссерской лаборатории под руководством Константина Богомолова на базе Московского Художественного театра им. Чехова. «Основные идеи для спектакля мы позаимствовали на выставке. Точно так же, как художники прошлого века в своих обложках изображали мир будущего, так и мы представили, каким будут мир и люди уже после нас. То есть, можно сказать, что и мы опередили время во всех смыслах», — уверен режиссер.
В спектакле использованы произведения Высоцкого, Бальмонта, Брюсова и размышления артистов, художников об атомах, атомных технологиях, работе атомного реактора. Это попытка объяснить технологические процессы языком искусства.
В постановочную команду спектакля вошли художник по костюмам театра и кино Варвара Плавинская (Москва), художник по свету Владимир Дурнов (Москва). Саундтрек написал популярный московский диджей Максим Ван.
Продолжилось мероприятие панельной дискуссией. Ольга Толстунова, Олег Беркович, Игорь Гурович и Анна Гор обсудили цифровые технологии, инжиниринг и их связь с современным искусством.
Ольга Толстунова выделила основные направления цифровизации в АСЭ и подчеркнула, что цифровые технологии позволяют избегать рутинной работы, благодаря чему инженеры могут сосредоточиться над творчеством, чтобы создавать уникальные модели.
«Соединение атомных технологий с творчеством — это часть современного искусства. То, что сделали инженеры вместе с художником Игорем Гуровичем, очень актуально. Искусство учит мечтать, учит новому языку. В то же время умение мечтать важно приземлять на те технологии, которые есть у нас сейчас. Соединение научного и творческого озарения в этом проекте логично», — считает Олег Беркович.
«Мне очень повезло поработать с инженерами-атомщиками. Это совершенно другое мышление, огромный интеллект, другое, неподвластное художнику понимание материальности, процессов. Это было полезно и увлекательно», — рассказал Игорь Гурович.
Как отметила Анна Гор, сегодня прозвучало ключевое слово, которое связывает и художников, и инженеров — это воображение. «Это самое главное. И для прошлого, и для настоящего, и для будущего творческого развития», — резюмировала она.
Частью экспозиции выставки стали видеоинсталляции, иллюстрирующие технологии Multi-D-проектирования. Они демонстрируются на современных выставочных поверхностях — интерактивных кубах.
Уникальность экспозиции добавляет оригинальная по замыслу и оформлению подборка обложек научно-популярного журнала «Техника — молодёжи» периода 1940-1970-х годов из коллекции Московского музея дизайна. У авторов многих обложек было техническое образование. В их числе летчик высшего пилотажа, конструктор планеров Константин Арцеулов и инженер Николай Кольчицкий, чьи работы экспонируются на выставке.
Обложки «Техники — молодёжи» участвовали во многих выставках в России и за рубежом: «Автомобили: ускоряя современный мир» в Музее Виктории и Альберта (Лондон, 2020), «Промышленный дизайн и нонконформизм» в Художественном музее Зиммерли (Нью-Брансуик, 2020–2021), «В неизведанное» в выставочном центре «Барбикан» (Лондон, 2019), «Советский дизайн 1959–80» в Музее дизайна (Брюссель, 2017) и других.
В образовательном пространстве экспозиции пройдут онлайн-лекции о взаимосвязи инжиниринга и дизайна, урбанистики и современного искусства. В числе приглашенных экспертов — дизайнер, график Игорь Гурович, историк инженерии, руководитель проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов, главный дизайнер Электротеатра Станиславский Степан Лукьянов, заместитель директора по науке Московского музея дизайна Ольга Дружинина, основатель и директор LABORATORIA Art&Science Space Дарья Пархоменко. Все лекции будут транслироваться онлайн.
Организатором проекта выступил Информационный центр по атомной энергии Нижнего Новгорода (ИЦАЭ) при поддержке Инжинирингового дивизиона Госкорпорации «Росатом». Открытие выставки «Инжиниринг как искусство» стало завершающим мероприятием проходящей в Нижнем Новгороде конференции «Цифровая индустрия промышленной России».
Период работы выставки — с 25 сентября по 4 октября 2020 года.
Адрес выставки — Нижний Новгород, Кремль, корпус 6.
Вход на выставку свободный.
Landing: https://myatom.ru/inzhiniring/external link, opens in a new tab