Как выяснил “Ъ”, решение наиболее чувствительного вопроса для энергоемкой промышленности — о судьбе новых надбавок к цене на мощность — переносится на следующий год. В ответ на поручение вице-премьера Юрия Борисова провести ревизию нерыночных надбавок Минэнерго предложило сначала оценить текущие объемы экспортной выручки крупной промышленности. В итоге срок исполнения поручения отложен на 31 марта 2021 года. Таким образом, перспективы отказа от введения новых надбавок становятся более неопределенными.
Минэнерго предложило оценить чувствительность крупных потребителей электроэнергии к ее стоимости, а также проанализировать текущие объемы их экспортной выручки и вклада в ВВП, следует из письма замглавы Минэнерго Евгения Грабчака в правительство от 14 августа (есть у “Ъ”). По мнению министерства, анализ нужен для того, чтобы оценить необходимость отказа от части надбавок на оптовом энергорынке.
Как писал “Ъ” 13 марта, правительство по поручению вице-премьера Юрия Борисова должно оценить возможность отказа от отдельных программ развития в электроэнергетике — строительства новых АЭС, ГЭС, ВИЭ, мусоросжигающих ТЭС (МТЭС) и программы модернизации старой генерации. Эти стройки оплачиваются за счет надбавок к цене на мощность для крупной промышленности, существенно увеличивая ее расходы. Срок исполнения поручения первоначально ставился на 1 апреля 2020 года, но теперь Белый дом перенес его на 31 марта 2021 года, следует из имеющейся у “Ъ” ведомственной переписки.
Минэнерго также предлагает Минэкономики оценить зависимость структуры валового регионального продукта от стоимости электроэнергии в период с 2020 по 2035 годы. А также в трех сценариях (пессимистичном, базовом и оптимистичном) проанализировать вклад соответствующей отрасли в ВРП, зависимость себестоимости продукции в отрасли от стоимости электроэнергии, влияние изменения себестоимости продукции в отрасли на изменение вклада отрасли в ВРП.
В Минэнерго подтвердили “Ъ” перенос сроков и отметили, что продолжают проводить комплексную оценку, а также запросили расчеты и предложения заинтересованных сторон. В аппарате Юрия Борисова и Минэкономики “Ъ” не ответили.
По оценке АКРА, доля расходов на электроэнергию в выручке «Русала» составляет 21%, у ОАО РЖД — 8%, у «Металлоинвеста» — около 7%, у угольного дивизиона СУЭК — примерно 4%, «Северстали» — 2%, «Полюса» — 1,5%.
В «Совете рынка» (регулятор энергорынков) отметили, что наиболее чувствительные к стоимости электроэнергии потребители — это металлургия, нефтехимия, электротранспорт, ЦОД и т. п. Также очевидно, что для многих регионов именно такие предприятия формируют значительную часть ВРП, отмечают в ассоциации: «"Совет рынка" последовательно и настойчиво поддерживает предложения по снижению нерыночных надбавок в отрасли или замене их бюджетным финансированием». Ассоциация представила в правительство предложение о введении системы критериев для оценки различных заявок на нерыночные механизмы поддержки и создании прозрачной системы принятия таких решений.
Успешность бизнеса в других отраслях не может служить оправданием для неэффективности электроэнергетики, считает директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев.
«Вместо того чтобы наводить порядок в электроэнергетике, Минэнерго почему-то считает необходимым оценивать благополучие других отраслей, хотя правительство такой задачи не ставило»,— добавляет он.
Также Минэкономики, Минфину и ФАС было поручено оценить, возможно ли переложить нагрузку по снижению цен для отдельных регионов на бюджет. Речь шла о регионах Северного Кавказа, Туве, Карелии и Бурятии, которые ушли с оптового энергорынка обратно на тариф, как было до реформы РАО ЕЭС. За эти тарифные перекосы в 2019 году потребители оптового энергорынка заплатили около 20,3 млрд руб. Также по поручению вице-премьера на бюджет предлагалось переложить и субсидию на выравнивание энерготарифов в отдельных регионах Дальнего Востока (32 млрд руб. в 2019 году).
В Минэкономики не ответили “Ъ”, Минфин перенаправил запрос “Ъ” в Минэнерго, в ФАС заявили, что не получали данное поручение.
Но источник “Ъ”, знакомый с ответом службы, сообщил, что ФАС считает, что компенсировать стоимость электроэнергии за счет бюджетных источников возможно в рамках госпрограммы «Развитие энергетики» аналогично механизму субсидирования межтарифной разницы.
Согласно этому механизму, бюджетные субсидии выделяются для погашения недополученной выручки генерирующих компаний из-за перекрестного субсидирования.
Максим Худалов из АКРА считает, что, говоря о крупнейших потребителях электроэнергии — экспортерах, самый сильный провал экспортной выручки в этом году может произойти в нефтегазовом и машиностроительном секторе.
«В сырьевой промышленности в целом выручка может и не упасть в этом году. Цены на большую часть сырьевых товаров сейчас выше, чем в начале 2020 года»,— отмечает он.