В НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ состоялся семинар, на котором обсудили возможное указание на проявление четвертого типа нейтрино. Заведующий Отделом нейтронной физики Отделения нейтронных исследований Института член-корреспондент РАН Анатолий Павлович Серебров рассказал о многообещающих результатах эксперимента по поиску стерильного нейтрино. Сотрудники Института обсудили, что будет означать открытие стерильного нейтрино для физической картины мира.
В Стандартную Модель физики частиц входят три безмассовых типа нейтрино:электронное, мюонное и тау-лептонное (νe, νμ и ντ). Обнаружение нейтринных осцилляций свидетельствует о наличии у нейтрино масс. Феномен нейтринного смешивания теоретически описывается массами так называемых массовых состояний, которые задают матрицу нейтринного смешивания (матрица Понтекорво-Маки-Накагавы-Сакаты, ПМНС-матрица). В настоящее время ключевыми задачами экспериментальной физики нейтрино являются:
- установление значений неизвестных параметров этого сектора частиц: значения CP нарушающей фазы матрицы нейтринного смешивания и установление иерархии масс нейтрино;
- измерение масс нейтрино;
- поиск двойного безнейтринного бета-распада;
- поиск механизмов генерации масс нейтрино.
Экспериментаторы пытаются «зацепить» осцилляции реакторных антинейтрино на коротких (порядка нескольких метров) расстояниях. Реактор SM-3 хорошо подходит для исследований такого рода, так как линейные размеры его активной зоны малы (42х42х35 см3) и не «размывают» возможный эффект. Детектор можно расположить на расстоянии 5 метров от активной зоны, что позволяет промерить малые длины осцилляции. Это означает, что становится доступен для изучения диапазон больших масс стерильного нейтрино. Примером, показывающим конкурентное преимущество исследований на реакторе SM-3, могут служить результаты измерений эксперимента Double Chooz (работа была выпущена за несколько дней до семинара).
Экспериментальная установка состоит из сборки сцинтилляторов для регистрации реакции обратного бета-распада, когда пара антинейтрино-протон превращается в пару позитрон-нейтрон, которую можно зарегистрировать. Детектор для регистрации этой реакции состоит из сборки небольших сцинтилляторов, расположенных на подвижной платформе. Двигая платформу, экспериментаторы «прощупывают» различные расстояния на предмет периодических изменений потока антинейтрино, что является признаком осцилляций.
Результаты измерений выглядят многообещающе – обнаружено указание на осцилляции, т.е. намек на существование стерильного нейтрино. Какова же степень надежности полученного результата? Следует оговориться, что задача точного определения статистической значимости для сигналов, находящихся в районе 2-4 стандартных отклонений сложна, а результат сильно зависит от используемого метода. Скептики могут утверждать, что вероятность того, что сигнал является статистической флуктуацией, составляет 5%, но даже если поверить им, то с вероятностью 95% мы стоим на пороге открытия калибра Нобелевской премии (при условии, что корректно учтены все систематические погрешности).
Результаты эксперимента опубликованы. Они докладывались на профильной конференции по физике нейтрино «Neutrino-2020», которая проходила в этом году в онлайн-режиме. Измерения не противоречат результатам других экспериментов (указание на сигнал обнаружено в области пока что недоступной для других экспериментальных групп, см. рисунок 3). Более тогo, в экспериментальной физике нейтрино есть еще два результата, не укладывающихся в современную теорию, но которые могут быть объяснены при помощи гипотезы о существовании стерильных нейтрино:
- «галлиевая аномалия» – при калибровке галлиевых детекторов солнечных нейтрино используются искусственные источники 51Cr и 37Ar. В таких измерениях скорости захвата нейтрино оказываются ниже теоретически ожидаемых (эффект на уровне 3.2σ);
- «реакторная аномалия» – результаты нескольких независимых экспериментов показывают, что потоки антинейтрино на расстояниях 10-100 м от активной зоны реактора оказываются меньше расчетных (эффект на уровне 2.6σ).
В своем докладе Анатолий Павлович рассмотрел вопрос: «Что будет означать для физики открытие стерильного нейтрино с такими параметрами?» Во-первых, ПМНС-матрица может быть расширена на четвёртое поколение нейтрино, при этом из совокупности экспериментальных наблюдений можно оценить дополнительные параметры расширенной матрицы. Имея в руках оценку этих параметров, можно оценить массу m4 = 2.68 ± 0.13 эВ. Во-вторых, в такой схеме стерильное нейтрино из-за эффектов смешивания может давать эффективную массу стандартным: νe, νμ и ντ. Так, например, может быть вычислена эффективная масса электронного нейтрино mνeeff = 0.58 ± 0.09 эВ. Такой диапазон масс в ближайшие годы может быть исследован экспериментом KATRIN.
Отдельный вопрос состоит в том, как согласуются результаты космологических наблюдений с гипотезой о существовании стерильного нейтрино. На первый взгляд они находятся в противоречии. Однако интерпретация наблюдений базируется на предположении о термализации стерильных нейтрино в первичной плазме, а оно может быть обоснованно поставлено под сомнение.
Подводя итог, хочется отметить, что полученный результат будет в ближайшее время уточняться. Группа Анатолия Павловича готовится к проведению новых измерений. Стоит ожидать новых результатов и от зарубежных групп. Подробнее с содержанием доклада можно ознакомиться в презентации, представленной на семинаре, и опубликованных научных работах.