Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики обсуждает с «Росатомом» финансирование строительства участка дороги, которая свяжет Баимский ГОК и мыс Наглейнын. В ведомстве считают, что это самый низкозатратный путь для вывоза и продукции комбината, и отработанного ядерного топлива с Билибинской АЭС. Но дороги не будет, если не будет ГОКа, а его экономику придется пересчитывать: налоги выросли.
Горно-обогатительный комбинат на месторождении Песчанка в Чукотском автономном округе — проект казахстанской KAZ Minerals. Строить нужно не только ГОК, но и всю инфраструктуру для вывоза продукции. Решили, что маршрут пройдет через три точки: мыс Наглейнын, Билибино, комбинат.
Первый участок, по предварительным расчетам, должен быть протяженностью 220 км. 35 млрд рублей на его строительство даст оператор и владелец лицензии на добычу — ГДК «Баимская», «дочка» KAZ Minerals. Строительство участка Билибино — Наглейнын длиной 208 км должно обойтись в те же 35 млрд. Инвестор пока не найден. В пресс-службе Минвостокразвития сообщили, что идут переговоры с «Росатомом» и другими структурами. В ведомстве считают, что маршрут через Наглейнын оптимальный для вывоза облученного ядерного топлива с Билибинской АЭС. «Такой вариант обеспечит значительную экономию федеральных средств в сравнении с затратами при перевозке воздушным транспортом», — сообщили в пресс-службе министерства.
На мысе Наглейнын планируют построить морской терминал, СПГ-электростанцию и береговые сооружения для перевалки продукции Баимского ГОКа. Эту же площадку Минвостокразвития предлагает использовать для вывоза ОЯТ. Сейчас для терминала готовится технико-экономическое обоснование гидротехнических сооружений и работ по дноуглублению, запланированы проектно-изыскательские работы для береговых сооружений.
На Билибинской АЭС работают три блока электрической мощностью по 12 МВт и тепловым отбором по 16,5 Гкал/ч. В декабре 2019 года «Ростехнадзор» продлил лицензию на эксплуатацию блока № 2 до 31 декабря 2025 года, идут работы по продлению срока эксплуатации блоков № 3 и 4. Топливо на станцию доставляют сначала самолетом до аэропорта Кепервеем в Билибине, затем спецтранспортом. ОЯТ хранится на площадке, накоплено 7,46 тыс. тепловыделяющих сборок. Вывозить их придется несколько лет. Инфраструктуру для этого «Росэнергоатом» уже создает.
Кроме маршрута через Наглейнын «Росатом» рассматривает варианты вывоза через Певек и через порт Зеленый Мыс (по рекам Малый Анюй, Анюй и Колыма). На обоих маршрутах дороги есть. Правда, дороге до Малого Анюя нужна реконструкция, но протяженность ее сравнительно невелика — всего 30 км.
Но нужно учесть резкий рост налога на добычу полезных ископаемых. В конце сентября Госдума приняла во втором чтении поправки в Налоговый кодекс, где вводится понятие рентного коэффициента. Для меди, основы экономики Баимского ГОКа, это 3,5. На коэффициент умножается действующая ставка налога, для меди — 8 %. Поскольку содержание меди в руде на Песчанке низкое, столь радикальное утяжеление налогового пресса, говорят некоторые эксперты, ставит под сомнение экономику проекта. Рентный коэффициент для новых проектов будет равен 1, но только в первые пять лет работы. В KAZ Minerals на вопрос «СР» о перспективах проекта в новых условиях ответили: «Без комментариев». Если компания откажется от проекта, не будет нужна ни дорога, ни инфраструктура на Наглейныне.
Масштабный проект по добыче меди и попутного золота на одном из крупнейших в мире медном месторождении Песчанка. По данным KAZ Minerals, ресурсы Песчанки оцениваются в 9,5 млн т меди при среднем содержании меди 0,43 % в тонне руды и 16,5 млн унций (около 513,2 т) золота при среднем содержании золота 0,23 г на тонну. Предварительно капзатраты оцениваются в 7 млрд долларов, объем производства — 70 млн т руды в год.