Немецкая экономическая газета Handelsblatt опубликовала статью о начавшихся в Германии демонстрациях в поддержку ядерной энергетики. Если после событий на японской АЭС «Фукусима-1», где произошла в марте 2011 года крупная радиационная авария максимального, 7-го уровня по Международной шкале ядерных событий (INES), которая привела к окончательному решению германского Бундестага о закрытии немецких АЭС (был принят соответствующий закон), толпы протестующих требовали закрытия АЭС, то сейчас картина изменилась.
В начале сентября прошли митинги сторонников возобновления работы немецких АЭС сначала в Брокдорфе (земля Шлезвиг-Гольштайн), а потом перед воротами АЭС в Лингене и Гронде в земле Нижняя Саксония. За ними последовали демонстрации около баварских АЭС «Изар-1» и «Гундремминг». А в начале октября демонстранты вышли с протестами против закрытия АЭС «Неккарвестхайм» в земле Баден-Вюртемберг. Главным содержанием лозунгов протестующих против закрытия АЭС было требование… защиты климата. «Мы выступаем за наши атомные станции, свободные от выбросов двуокиси углерода», – звучали лозунги протестующих. Демонстранты активно использовали лозунги борцов за сохранение климата и в ряде случаев объединялись со сторонниками движения Fridays for Future. Напомним читателям, что это массовое движение, известное как «Школьная забастовка за климат» или «Пятница ради будущего», было основано шведской школьницей Гретой Тунберг в 2018 году и включает в себя в основном школьников и студентов.
Сторонники использования ядерной энергетики для достижения климатических целей, как известно, поддерживаются таким влиятельным и известным менеджером, как Билл Гейтс. Handelsblatt приводит текст открытого письма Гейтса своим служащим от 2018 года. В нем он указывает, что «воспрепятствовать изменениям климата нельзя, и в этом плане ядерная энергетика является идеалом для производства электроэнергии. Это связано с тем, что это единственный полностью свободный от эмиссии двуокиси углерода масштабируемый источник энергии, который доступен все 24 часа. Проблемы же современных реакторов, связанные с возможностью аварий, могут быть решены за счет инноваций». Сам Гейтс, как известно с его собственных слов, инвестировал 1 млрд долл. в свою фирму Terra Power, которая занимается исследованием реакторов. В научном журнале Science, подчеркивает газета, отказ от ядерной энергетики называется «тяжелой ошибкой», которая приведет к увеличению эмиссии парниковых газов.
Демонстрации, отмечает газета, были организованы объединением Nuklearia. Эта организация появилась в 2013 году и официально зарегистрирована властями. В нее входят в том числе и многочисленные работники закрытых и закрываемых АЭС, предприниматели, в том числе связанные с атомной энергетикой, ученые и политики. Ее предшественницей была так называемая Партия пиратов, которая представляла собой политическую партию, созданную в 2006 году в Берлине по образцу шведской Piratpartiet как партия постиндустриального общества. В ее программе – содействие свободному распространению знаний и свободной культуре, реформа законов об авторском праве, борьба за сохранение гражданских прав и свобод в интернете (в частности – противодействие электронной слежке и цензуре). После первоначальных успехов в 2011 и 2012 годах на земельных выборах «пираты» уступили место в политическом ландшафте Германии другим протестным партиям: Зеленым, Левой партии и «Альтернативе для Германии».
Согласно решению правительства ФРГ, последний ядерный энергоблок должен быть остановлен в 2022 году. Но, как считает газета, именно развернувшаяся в последнее время в Европе борьба против потепления и достижение поставленных Парижским совещанием по климату целей оживило движение сторонников ядерной энергетики. Они ставят перед собой цель пересмотра принятого в 2011 году закона об отказе от ядерной энергетики. В среднесрочном плане они намерены добиться того, чтобы фирмы – производители ядерной энергии (а это Eon, RWE, EnBW и Vattenfall) начали инвестировать свои средства в строительство реакторов поколения 3 плюс. Напомним, что в России уже действует три инновационных энергоблока поколения 3 плюс. Последний из них, ВВЭР-1200, был запущен в 2019 году на Нововоронежской АЭС-2. Первый вошел в строй в 2016 году на той же электростанции, а второй – на Ленинградской АЭС в 2017 году. Для реакторов этого типа характерны сочетания активных и пассивных систем безопасности. Считается, что они делают реакторы максимально устойчивыми к внешним и внутренним воздействиям.
А в долгосрочном плане программа Nuklearia предусматривает работы над созданием реакторов 4-го поколения. Речь идет о реакторах-размножителях на быстрых нейтронах и ториевых реакторах.
Глава объединения Nuklearia Райнер Клуте (кстати, физик по образованию) очень просто объяснил журналистам Handelsblatt позицию своих сторонников. Что касается отходов ядерного производства, из-за которых сейчас в Германии происходят основные акции противников ядерной энергетики, то, по мнению Клуте, «время для нахождения решения по их утилизации еще есть. А вот климат ждать не будет».
С точки зрения сторонников ядерной энергетики, решения правительства Германии по одновременному отказу от ядерной и угольной энергетики в пользу возобновляемых источников энергии при всестороннем развитии электротранспорта и запрещении двигателей внутреннего сгорания приведет страну к энергетическому коллапсу. А климатические цели немецкого правительства? Могут ли они быть достигнуты при нынешней политике правительства? Еще в прошлом году, анализируя цели и средства для их достижения, эксперты Второго канала немецкого телевидения ZDF отвечали на этот вопрос отрицательно. Как известно, Германия поставила цель добиться сокращения эмиссии парниковых газов в текущем году на 40% по сравнению с 1990 годом. В лучшем случае, считают тележурналисты, удастся сократить на 32%. В решении правительства окончательная цель обозначена как снижение выбросов парниковых газов к 2050 году на 80–95% от уровня 1990 года.
В Германии в пользу ядерной энергетики высказываются не только сторонники Nuklearia, но и ряд известных бизнесменов. К ним относится глава автомобильного концерна Volkswagen Герберт Диесс. Гамбургской газете Zeit он, в частности, заявил, что выступает против отказа от ядерной энергетики, поскольку технологии использования возобновляемых источников энергии еще недостаточно разработаны. Это мнение, считает газета, разделяется многими представителями немецкого бизнеса, хотя не все из них имеют мужество открыто об этом заявить. Действительно, пишет Handelsblatt, в случае, если бы оставшиеся шесть немецких АЭС оставались подключенными к энергосистеме страны до 2040 года, это позволило бы Германии сэкономить 50 млн т выбросов двуокиси углерода.
Последнее решение, принятое в Нидерландах, поддерживает немецких сторонников возобновления использования ядерной энергетики. Как известно, буквально несколько дней тому назад правительство этой страны приняло решение изучить возможность строительства новой АЭС. Пока, как известно, в Нидерландах имеется одна-единственная не отключенная от сети АЭС. Речь идет об АЭС «Борселе» (нидерл. Kernenergiecentrale Borssele), которая, в свою очередь, состоит из единственного блока с реактором PWR (водо-водяного), сданного в эксплуатацию 26 октября 1973 года. Решение нидерландского правительства связано как раз с необходимостью достижения климатических целей по сокращению выбросов парниковых газов. По мнению нидерланского премьер-министра Марка Рютте, именно атомная энергия позволит Нидерландам внести свой вклад в снижение уровня потепления климата и одновременно будет гарантировать надежность электроснабжения страны. При этом он опирается на анализ, сделанный консалтинговой фирмой Enco. В этой связи нидерландский министр экономики Эрик Вибес в своем послании нидерландскому парламенту отметил, что «анализ Enco доказывает рентабельность использования ядерной энергетики для периода после 2030 года для свободного от эмиссии двуокиси углерода будущего энергоснабжения страны». Правда, замечает Handelsblatt, именно Enco долгие годы консультировало Международную организацию по атомной энергетике. Поэтому, мол, ее эксперты не вполне свободны в своих суждениях. Видимо, газета таким образом пыталась бросить тень на объективность консалтинговой фирмы.
Повлияет ли это решение на немецкое правительство, пока сказать трудно, отмечает Handelsblatt. Одновременно газета указывает на то, что в таких странах, как Швеция и Франция, ядерная энергетика давно рассматривается в качестве средства для преодоления переходного периода к эре возобновляемой энергетики.