Первый рейс, экспериментальный, состоялся в прошлом году, нынешний выполнен по поручению президента России организовать регулярные перевозки рыбы по Севморпути. «СР» разобралась в логистической экономике и узнала, что делала на борту кошка Люся. А капитан судна Фарид Габбасов рассказал о специфике груза.
25 сентября «Севморпуть» привез из Петропавловска-Камчатского в Петербург 206 рефрижераторных контейнеров с замороженной белой, красной рыбой и кальмаром. Общий вес — 6,5 тыс. т. Заказчик рейса — «Совфрахт», крупнейший российский транспортно-логистический холдинг.
«Забрали всю рыбу, которая была готова к отправке из Петропавловска-Камчатского на тот момент. Заполнили трюм на треть»,
— рассказывает капитан «Севморпути» Фарид Габбасов. На Камчатку судно пришло порожняком, 4 сентября пришвартовалось в порту грузового терминала «Сероглазка» холдинга «Норебо». Загрузили контейнеры, оформили документы и 8 сентября отправились в Петербург.
«Рыбу перевозили при температуре –25 °C. На судне находились два специалиста, они подключили рефрижераторные контейнеры и присматривали за их работой, — продолжает Фарид Габбасов. — Контейнеры эти умные: на каждом установлен датчик, который сообщает о поломке или изменении температуры».
Обратная дорога заняла 16,5 дня.
«Берингово море пробежали быстро: в корму дул попутный ветер, он добавил скорости. В восточных арктических морях лед обошли стороной, но встретили большие айсберги. Шли в тумане — видимость ограниченная, сбавили скорость до 12 узлов (скорость «Севморпути» на чистой воде 20 узлов. — «СР»). По дороге видели китов и моржей. Звери высовывались из воды, интересовались, что за бандура к ним приплыла», — улыбается Фарид Габбасов.
В Карском и Норвежском морях судно прошло через шторма: высота волны достигала 5 м, скорость ветра — 30 м/c. Но контейнеровоз хорошо идет даже в такую погоду. «На Балтике встретили новый ледокол «Арктика». Мы сбавили ход, они пробежали мимо. Погудели друг другу в знак приветствия. Красивый ледокол получился», — говорит капитан. В Петербурге «Севморпуть» пришвартовался к причалу портового комплекса «Петролеспорт».
Первый рейс с рыбой из Петропавловска-Камчатского в Петербург «Севморпуть» совершил в 2019 году, 20 августа — 15 сентября. Тогда привезли 204 рефрижераторных контейнера с 6,5 тыс. т рыбы и 66 контейнеров с другим грузом. В мае этого года президент Владимир Путин поручил наладить регулярные перевозки рыбы с Дальнего Востока по Севморпути. С таким предложением к главе государства обратился Владимир Солодов, тогда еще врио губернатора Камчатки. В 2019 году объем добычи камчатских рыбаков составил треть общероссийского улова: в пик путины холодильные и другие мощности Владивостока оказались перегружены. «Задержки во Владивостоке — один из факторов отказа рыбопромышленных компаний от поставок на внутренний рынок. Решением может быть более активное задействование Севморпути для доставки рыбы в центральные районы России», — цитировал ТАСС Владимира Солодова.
«Мы отрабатывали схему перевозки с Камчатки в Москву, сравнивали затраты, — говорит заместитель главы дирекции СМП Максим Кулинко. — Если везти рыбу железной дорогой, то вначале фидерными судами ее надо доставить во Владивосток, затем перегрузить на железную дорогу и довезти до Москвы. Общие затраты — 17 рублей на килограмм. А перевозка по Севморпути до Петербурга и последующая доставка в Москву автотранспортом обойдутся в 9,5 рубля. Да, можно говорить о неучтенных экспедиторских расходах, аренде контейнеров и т. д. Но в целом морская перевозка выгоднее».
Чтобы тариф на перевозку был выгодным, контейнеровоз должен быть загружен на 90 % в оба направления. Вопрос обратной загрузки — по дороге на Камчатку — в стадии обсуждения. Весной дирекция СМП собрала со всех арктических субъектов предложения по этому поводу. Самым активным был Архангельск, который готов отправлять в страны Азиатско-Тихоокеанского региона пеллеты и пиломатериалы в контейнерах.
«Возможно, будем возить рыбу из Мурманска на Дальний Восток. Треску, например. Она у нас в Мурманске вкусная, жирная. Китайцы ее очень уважают, у них такой нет», — говорит Фарид Габбасов.
В следующем году «Атомфлот» привезет в Петербург еще больше камчатской рыбы. По словам Максима Кулинко, летом и осенью 2021 года контейнеровоз «Севморпуть» совершит четыре рейса с рыбным грузом.
На рейсе «Севморпути» из Петропавловска-Камчатского в Петербург работала экспедиция «Цифровое судно СМТК», организованная «Русатом Карго». Группа специалистов собрала данные для технико-имитационного моделирования маршрута Северного морского транзитного коридора (СМТК), который предназначен для евроазиатского товарообмена через СМП. Проект СМТК включает строительство инфраструктуры и флота — арктических контейнеровозов.