15 октября 2020 года генеральный директор ИТЭР Бернард Биго и заместитель министра энергетики Канады Дэн Костелло подписали соглашение о сотрудничестве. Это фактически означает возобновление активного участия Канады в проекте строительства международного термоядерного реактора ИТЭР.
Канадская сторона принимала участие в проекте ИТЭР на самых ранних стадиях, ещё до того, как в 2005 году местом строительства ИТЭР был определён Кадараш во Франции. В 2001 году Канада предложила место для строительства ИТЭР в окрестностях города Кларингтон в провинции Онтарио. Однако в 2003 году эта заявка была отозвана и Канада прекратила свое участие в проекте.
В апреле 2018 года Канада и международное агентство ИТЭР подписали меморандум о взаимопонимании для изучения вопроса об участии Канады в проекте ИТЭР. Как отмечало в то время канадское правительство, Канада не вносит материального вклада в строительство ИТЭР и поэтому официально не является участником проекта, тем не менее, учитывая значительный опыт Канады в ядерных технологиях, есть смыл определить области, в которых возможно взаимодействие между канадской стороной и ИТЭР.
Подписанное ныне соглашение предусматривает поставку Канадой трития для ИТЭР. В настоящее время в Канаде эксплуатируются АЭС с тяжеловодными реакторами типа Candu (в Канаде работает 19 из 31 имеющихся в мире энергоблоков с реакторами такого типа). Поскольку в качестве замедлителя нейтронов теплоносителя в реакторах Candu используется тяжёлая вода (оксид дейтерия), то под действием нейтронного потока в реакторе из дейтерия образуется тритий в концентрациях, более высоких, чем в легководных реакторах. Тритий же, наряду с дейтерием, является одним из компонентов термоядерного топлива для будущего ИТЭР.
Напомним, в настоящее время в проекте строительства ИТЭР участвуют Евросоюз, который, как принимающая сторона, несёт 50% затрат на строительство; и ещё 6 сторон, обеспечивающих в сумме остальные 50% - Россия, США, Китая, Индия, Япония и Южная Корея. «Первая плазма» на ИТЭР ожидается в 2025 году, а запуск первой термоядерной реакции – в 2035.