В конце октября 2020 года Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) провело вебинар на тему о мерах безопасности в случае аварии с космическими аппаратами, содержащими радиоактивные материалы.
Ранее ряд стран (в т.ч. СССР и США) проводили эксперименты по использованию ядерных источников энергии на орбитальных космических аппаратах, а в наше время радиоактивные источники используются, как правило, на межпланетных космических аппаратах, как правило, тех, которые направляются для исследования внешних областей Солнечной системы, где энергии солнечных батарей недостаточно для энергообеспечения. В связи с этим актуальна задача об обеспечении мер безопасности на случай аварии такого аппарата на этапе его старта, выведения на орбиту, возможной работы на орбите и возвращения, чтобы предотвратить попадание радиоактивных веществ в атмосферу.
Издание World Nuclear News, сообщившее о данном семинаре МАГАТЭ, напоминает пример такой аварии. В 1978 году советский разведывательный спутник «Космос-954», на борту которого находился реактор с 45 килограммами высокообогащённого урана, в результате нештатной ситуации вошёл в плотные слои атмосферы над Канадой. В результате в канадском регионе Северо-Западные территории радиоактивные обломки были разбросаны в радиусе 600 км. США и Канада провели совместную операцию по очистке территории под названием «Morning Light» («утренний свет»), в ходе которой было извлечено более 80 различных радиоактивных изотопов. Как заявили в МАГАТЭ, этот инцидент стал основанием для выработки международных мер по обеспечению безопасности космических аппаратов с радиоактивными источниками.
В частности, как отметил в ходе семинара советник МАГАТЭ по оценке инцидентов и чрезвычайных ситуаций Фредерик Стефани, в отличие от наземных ядерных и радиационных инцидентов, в случае космической аварии место падения аппарата не всегда может быть сразу идентифицировано. Это требует создания системы обмена информации между странами о космических ядерных аппаратов, чтобы в случае возможной аварии обеспечить оперативную реакцию.
Для этих целей в международной конвенции «Об оперативном оповещении о ядерной аварии» требует, чтобы в случае аварии с космическим объектом, несущим ядерный источник энергии или радиоактивный источник, страны, запустившие этот объект, уведомляли об этом пострадавшие государства и МАГАТЭ. В МАГАТЭ для этих целей создана Единая система обмена информацией, представляющая собой защищенный веб-ресурс, на котором ведётся круглосуточный мониторинг. Также разработанный в МАГАТЭ «Совместный план международных организаций по управлению радиационными авариями» (Joint Radiation Emergency Management Plan of the International Organisations, сокращённо JPLAN) устанавливает регламент для скоординированных действий международных организаций во время чрезвычайной ситуации.
В ООН существует Управление по вопросам космического пространства (United Nations Office for Outer Space Affairs, сокращённо UNOOSA), которое является ведущим органом ООН по вопросам космического пространства и также ведет реестр всех объектов стран-членов ООН, запускаемых в космическое пространство, и также готово в случае аварийных ситуаций самостоятельно поддерживать связь с запускающим государством и другими странами, способными отслеживать космические объекты, и в случае необходимости передавать всю собранную информацию в МАГАТЭ, в т.ч. точные прогнозы траектории аварийного аппараты и границы территории, которая может подвергнуться радиоактивному загрязнению, с целью организации оперативных мер.
Как сообщил председатель рабочей группы ООН по ядерным источникам энергии в космическом пространстве Сэм Харбисон, использование ядерных источников энергии на орбитальных спутниках активно практиковалось в период 1960-1980-х годов и ряд из них до сих пор остаются на орбите, однако самые ранние из запущенных снова войдут в атмосферу не раньше чем через 100 лет. В настоящее ядерные источники энергии не используются на околоземной орбите, но применяются в межпланетных аппаратах, в т.ч. из ныне активных – например, на запушенном в 2012 году марсоходе Curiosity, на пролетевшем в 2015 году мимо Плутона аппарате New Horizons, и на находящемся сейчас на пути к Марсу новом марсоходе «Mars 2020 Perseverance». Также ядерные источники энергии будут необходимы для пилотируемых межпланетных экспедиций – с целью, во-первых, более быстрой доставки экипажа на Марс, во-вторых, для энергетического обеспечения будущих пилотируемых баз.