Резкий разрыв между поколениями, условия пандемии, развитие цифровых технологий вызывают справедливые вопросы: что будет дальше с системой обучения, с системой подготовки персонала? Тем более, что сейчас мы подходим к той самой, критической точке, когда виток развития атомной энергии переходит в новую стадию. Обсуждение вопросов преемственности опыта, накоплении критически важных знаний в атомной отрасли для новых поколений ядерщиков было начато на первой встрече молодёжи и ветеранов.
"Использование уже накопленного потенциала для создания новых знаний, для достижения новых высот - важный вызов сегодняшнего дня", - сказал Влад Смольский, директор по развитию АНО ДПО "Техническая Академия Росатома", открывая вторую онлайн-встречу представителей молодёжного движения академии, экспертов международного союза ветеранов АЭП, а также Союза ветеранов Наукограда, входящего в МОД ВАЭП России.
Модераторами встречи выступили Евгений Варсеев, председатель молодёжного совета АНО ДПО "Техническая академия Росатома", и Наталья Жданова, АНО ДПО "Техническая академия Росатома", заместитель председателя международного союза ветеранов АЭП.
Евгений Варсеев представил информацию о деятельности технической академии, в том числе о недавнем присвоении академии статуса центра сотрудничества МАГАТЭ в трёх областях, которые являются ключевыми для успешного развития мировой атомной энергетики.
Это - физическая ядерная безопасность, менеджмент знаний, неэнергетические применения ядерных и радиационных технологий.
Отвечая на вызовы сегодняшнего дня, академия начала подготовку инструкторов нового поколения из выпускников опорных ВУЗов страны. Ребята проходят дополнительную подготовку, длительные стажировки. Первый выпуск таких инструкторов в этом году уже приступил к обучению специалистов из Турции и Бангладеш.
Другой вызов, над которым работают сейчас специалисты академии, это цифровизация, переход на онлайн-обучение и стремление сделать его таким же интересным, как очное обучение.
Вопрос о формировании глобальной технологической культуры (ГТК) затронул Игорь Рыбальченко, ветеран ВНИПИЭТ. Спикер рассмотрел вопрос как основу приемлемости атомных энергетических технологий и сохранения накопленных знаний.
Концепция ГТК может использоваться в качестве учебных и просветительских материалов для поддержки развития атомной энергетики, для передачи знаний и опыта ветеранов в целях подготовки будущих поколений специалистов а также служить хорошим инструментом при оценке общественной приемлемости новых технических решений и проектов.
О современных практиках передачи опыта молодому поколению специалистов АЭ рассказала Ирина Куприянова, ветеран АЭП, член ЯОР. Она отметила тот факт, что практики передачи опыта отличаются от страны к стране, однако есть базовые принципы, которые очень близки друг к другу.
Спикер подчеркнула, что любая деятельность, облечённая в форму проекта, строится на порядке действий, форме представления отдельных результатов и окончательных итогов, которые в совокупности достигаются с помощью процедурного мышления. На таком подходе строится передача опыта ветеранов атомной энергетики - молодому поколению.
Спикер привела примеры нескольких современных кейсов, помогающих в разработке проектов.
Привлекло внимание видение развития атомной энергетики в выступленииБулата Нигматулина, генерального директора ООО "Институт проблем энергетики". В своём докладе профессор рассмотрел базовые макроэкономические показатели России 1970-2019 гг., связь между темпом роста электропотребления и ВВП в России и дал прогноз рынка строительства атомных станций за рубежом до 2050 года.
Вячеслав Куприянов, руководитель российского национального центра ИНИС МАГАТЭ, сделал акцент на современных требованиях к ядерным знаниям и востребованности накопленных ядерных знаний.
Своим опытом во взаимодействии между ветеранами-атомщиками и будущими инженерами-атомщиками, уже работающей молодежью поделилсяАндрей Косилов, профессор МИФИ, исполнительный директор региональной сети "Образование и подготовка специалистов в области ядерных технологий (STAR-NET)".
Главная идея - это "сотрудничество опыта и молодости", - сказал спикер. Это передача знаний от активных экспертов - преподавателям ВУЗов, молодым специалистам, использование лучших наработок для совершенствования деятельности по улучшению качества подготовки специалистов в области ядерных технологий.
Встреча, которая впервые проходила в международном формате, завершилась жаркой дискуссией о роли передачи знаний от поколения к поколению в развитии технологий будущего.