Около года назад в Японии с визитом находился генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Мариано Гросси, утвержденный на этой должности 2 декабря 2019 года, и это был ознакомительный пятидневный визит в Японию.
Во время визита Рафаэль Гросси встречался с премьер-министром Японии Синдзо Абэ и провел переговоры с рядом членов кабинета министров, включая министра иностранных дел Тосимицу Мотэги, министра промышленности Хироси Кадзияма. Судя по сообщениям средств массовой информации Японии, важной темой обсуждения была обстановка с процессом ликвидации последствий катастрофы на АЭС «Фукусима-1». По оценкам японских специалистов, он займет еще 30–40 лет.
Проблема радиационной безопасности после техногенной катастрофы на территории вокруг АЭС «Фукусима-1» поднималась в Японии в разной степени и сферах неоднократно, но по мере неотложности. Кроме очевидного поражения территории радионуклидами почти сразу проявилось, например, что их содержание в сточных водах в океан с территории АЭС было опасным и значительно выше допустимых норм, особенно после дождей. Предлагалось несколько мер против этого, вплоть до заморозки грунта, чтобы создать защитный подземный барьер. Сейчас проблема, видимо, решена. В СМИ она не упоминается. Более насущными оказались другие опасности.
В ходе визита в Японию Рафаэля Гросси в первую очередь интересовал весь комплекс работ по ликвидации радиационных угроз от объектов АЭС «Фукусима-1». Среди наиболее злободневных и неотложных проблем, затрагиваемых Рафаэлем Гросси, как отмечает газета Mainichi Japan, был вопрос о планах ликвидации более 1 млн т воды, загрязненной радиоактивными материалами, после ее использования в бассейнах для охлаждения отработанных и поврежденных при катастрофе тепловыделяющих сборок (ТВС) для реакторов.
Отработанное на японских АЭС ядерное топливо (ОЯТ) хранится в бассейнах под защитным слоем воды в несколько метров над активной частью ТВС. Хранение ОЯТ при АЭС предполагается как временное для естественного снижения радиоактивности в основном за счет распада короткоживущих продуктов деления. Радиоактивность уменьшается почти в 10 раз уже через месяц после выгрузки ТВС из реактора. Но остается недопустимой по нормам для транспортировки на места длительного хранения или на предприятия по переработке ОЯТ.
Для снижения радиоактивности до нормы требуется несколько месяцев хранения ОЯТ в бассейнах хранилищ АЭС. Конкретных планов использования или захоронения ОЯТ ни энергетические компании Японии, ни правительство страны не оглашали. Все отслужившие сроки ТВС по нормам безопасности перегружаются из реакторов в бассейны для ОЯТ при АЭС.
При работе в штатном режиме вода в бассейнах используется многократно, а ее необходимое качество и количество обеспечиваются очисткой от взвешенных частиц и в специальных установках для удаления опасных радионуклидов. Так было и на АЭС «Фукусима-1» до катастрофы.
В настоящее время состояние шести реакторов АЭС «Фукусима-1» можно разделить на три категории. Реакторы № 5 и № 6 в момент катастрофы находились на плановом регламентном осмотре и не пострадали. ТВС из них выгружены и хранятся в бассейнах АЭС для охлаждения. По этим реакторам принято решение о демонтаже. Хотя они работоспособны, но приведение их к новым требованиям безопасности потребует вряд ли окупаемых капиталовложений.
Реакторы № 1, № 2 и № 3 были разрушены от взрывов водорода, а № 4 от пожара. Все они получили оценку как не подлежащие восстановлению. При этом активная зона реактора № 1 расплавилась и доступ к ней персонала невозможен. ТВС реакторов № 2, № 3 и № 4 повреждены, но, можно полагать, будут выгружены в бассейн для хранения ОЯТ при АЭС.
В японских СМИ были публикации, что бассейны реакторов № 1 и № 2 АЭС «Фукусима-1» загружены на 75% и могут принять ТВС из поврежденных реакторов. Вода бассейнов проходит очистку для удаления большинства опасных веществ, но не всех. Некоторые радионуклиды удалить не удается, особенно трития. Степень загрязнения воды снижается, но она остается опасной по действующим нормам. Поэтому не сбрасывается, а хранится в резервуарах на территории АЭС, где, как ожидается, к лету 2022 года свободных участков территории не останется. Большинство иллюстраций в японской прессе о проблемах «Фукусимы-1» сопровождаются фотографиями плотных рядов таких хранилищ.