Единственному в мире атомному контейнеровозу «Севморпуть» не везет уже в России. Осенью у лихтеровоза сломалась лопасть винта и он месяц провел у берегов Анголы, сорвав рейс на станцию в Антарктиде. В результате судну пришлось возвращаться в Санкт-Петербург, европейские экологические организации и даже политики подняли настоящий шум, что у самых берегов стран ЕС идет судно с атомным реактором и поврежденным винтом, и контейнеровоз у берегов Франции, например, сопровождали аварийно-спасательные буксиры. В начале января судно должно было встать на ремонт в док «Канонерского судоремонтного завода». Однако теперь приключения начались уже в Санкт-Петербурге, и судно по-прежнему стоит вне дока. Тем временем руководители ведомств уже озвучили планы о перевозках рыбы по Северному морскому пути, осуществить которую без атомного контейнеровоза невозможно.
«После ангольского эпизода „Севморпути“ требуется докование — надо разбираться с винтом. Но поднять лихтеровоз в доке Канонерского завода с первого раза не удалось: выяснилось, что на днище образовалась ледовая подушка (из-за этого разгорелся мини-скандал между „Атомфлотом“ и буксировщиками — ООО „Балтийский флот“ и ООО „Грифон“)», — сообщает телеграм-канал «Капитан Арктика».
Информацию канала подтвердили сами буксировщики. Так, например, ООО «Балтийский флот» опубликовал 27 января на корпоративном сайте информацию SeaNews, что его буксиры вывели из дока «Севморпуть». «Сейчас судно находится в Новой Канонерской гавани в обеспечении буксира «Балтийского флота» и ждет распоряжения судовладельца.
По результатам водолазного осмотра должно быть принято решение — либо все-таки ставить «Севморпуть» в док, либо отводить куда-то в другое место и ждать, когда ледовая подушка растает», — говорится в публикации. Собеседник SeaNews в «Балтийском флоте» рассказал, что лоцманы и специалисты заказчика — ФГУП «Атомфлот» — связывают формирование ледовой подушки с несоответствием задействованных буксиров (другого буксировщика) требованиям, предъявляемым к постановке в док в ледовых условиях.
Реакция другого буксировщика не заставила себя долго ждать. И 3 февраля SeaNews опубликовало позицию ООО «Грифон».
«Годом ранее, судно „Севморпуть“ уже ставили в док Канонерского завода для планового осмотра с использованием буксиров компании ООО „Балтийский флот“, но, вспоминая отсутствие ледовой обстановки в 2020 г., постановка была ожидаемо стандартной и проходила в штатном режиме. В этом же году, в период постановки судна в док, в Большом порту Санкт-Петербурга сформировался плотный ледовый покров, обусловленный сильными морозами, доходившими до -20 С. Учитывая тот факт, что судно находилось у причала БЗ-2 в течение двух недель, после постановки в док Канонерского завода и осмотра водолазами, была обнаружена так называемая „ледовая подушка“ на дне судна. В подобных условиях, таких как: пребывание судна без движения, низких показателях температуры воды и положительной температуре самого судна, она формируется естественным образом по всем известным законам физики», — говорится в заявлении буксировщика ООО «Грифон».
Он уточнил, что в соответствии с требованиями постановки судов типа «Севморпуть» и ледовой обстановки в порту, на постановку атомного контейнеровоза в док привлекли пять мощных азимутальных буксиров.
Как бы то ни было, однако «Севморпуть» продолжает стоять вне дока и ремонта. Эту информацию подтверждают данные навигационного портала Marinetraffic. В то же время в самом доке находится уже другое судно — сухогруз Никифор Бегичев.
«Со сроками (ремонта) тоже неразбериха. Как минимум, надо ревизовать лопасти и их крепления, провести ремонт винто-рулевой группы. По оптимистичным прогнозам, можно было бы управиться за месяц (тов. Кашка (руководитель Атомфлота») заявлял, что до конца февраля лихтеровоз уже сможет выйти в Мурманск). Но на Канонерскогм СРЗ закладывают на ремонтные работы два месяца. И это, кстати, тоже не предел. Застрахованы ли мы от еще каких-то неожиданностей с «Севморпутем»? Вряд ли», — замечает телеграм-канал «Капитан Арктика». Он уточняет, что Росрыболовство уже построило планы, как нарастить перевозки рыбы по Северному морскому пути в этом году, а «Севморпуть» — единственное судно, которое может справиться с этой задачей.
На прошлой неделе глава ведомства Илья Шестаков заявил перед заседанием рыбохозяйственного совета Архангельской области, что перевозка рыбной продукции по Северному морскому пути в 2021 году вырастет до 50 тыс. тонн.
«Мы на этот год планируем перевезти в целом по Северному морскому пути от 30 до 50 тыс. тонн. Будет несколько рейсов. У нас со всеми ведомствами прописан график мероприятий, который предусматривает системный подход. Он связан с введением дополнительных мер для субсидирования строительства специального рефрижераторного флота, с созданием площадей при приемке рыбной продукции», — сказал Илья Шестаков, передавало агентство ТАСС. По данным главы Росрыболовства, транспортировать будут лосось и, по оценке Шестакова, можно выйти на показатель в 100 тыс. тонн: «Но для этого надо будет постараться организовать эту работу».
Как сообщало EADaily , единственный в мире атомный контейнеровоз «Севморпуть» спустили на воду на керченском заводе «Залив» в 1986 году. После этого он большую часть времени простоял у причала, и его едва не порезали на металл. Но в 2014 году он прошел доковый ремонт в Росляково, и лихтеровоз снова ввели в строй в 2015 году.
Атомный контейнеровоз должен стать одним из судов, которые обеспечивают развитие Северного морского пути. 25 сентября «Севморпуть» доставил из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург экспериментальным рейсом 206 рефрижераторных контейнеров с белой, красной рыбой и кальмаром.
«Рейс выполнен в рамках исполнения поручения президента России от 7 июня 2020 года о проработке вопроса снижения стоимости рыбной продукции путем уменьшения затрат на ее доставку из регионов Дальнего Востока в европейскую часть России, используя Северный морской путь», — сообщали в «Атомфлоте».
После перевозки рыбы в начале октября контейнеровоз «Севморпуть» с модулями для обновления станции «Восток» отправился из Санкт-Петербурга в Антарктиду. Однако 18 октября, проходя мимо Африки, потерял одну из четырех лопастей ходового винта и был вынужден остановиться в заливе Луанды, где пробыл месяц. В «Атомфлоте» сообщили EADaily , что на судне проводились ремонтные работы винторулевого комплекса: «В связи с повреждением одной из лопастей атомного контейнеровоза было принято решение ее демонтировать». В компании подчеркивали, что судно обладает всеми мореходными качествами, а ядерная энергетическая установка атомного контейнеровоза работает в штатном режиме.
Привести в порядок в море винторулевой комплекс «Севморпути», однако, не удалось. А власти Анголы и ЮАР категорически отказались допустить судно в свои порты для ремонта из-за наличия ядерной установки. И 3 декабря атомный контейнеровоз отправился в обратный путь. 16 декабря же снова остановился — у Канарских островов. Вертолет Морского спасательного агентства эвакуировал командира «Севморпути» с симптомами менингита в Лас-Пальмас.
После этого в Европе начал подниматься шум. Например, французская неправительственная экологическая организация Robin des Bois («Робин Гуд») потребовала взять «Севморпуть» под конвой. В Еврокомиссии сообщили ее представителям, что следят за судном с помощью систем Европейского агентства морской безопасности (EMSA).
«До сих пор национальные системы экологического радиологического наблюдения не обнаружили какого-либо аномального значения измерения», — сообщали испанской El Pais в главном управлении торгового флота Испании.
Тем не менее испанский совет по ядерной безопасности (CSN) провел консультации с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) по «Севморпути». А в испанских провинциях, мимо которых шло судно, ситуацией с российским атомным контейнеровозом озаботились местные депутаты. Парламентская группа в Галисии, например, требовала от центрального правительства, чтобы «Севморпуть» не проходил мимо побережья провинции, сообщала La Voz de Galicia.
Франция же отреагировала тем, что выслала навстречу российскому контейнеровозу аварийные буксиры, зафрахтованные ВМС страны. Robin des Bois, Abeille Bourbon и Abeille Languedoc сопровождали «Севморпуть» при его проходе мимо Бискайского залива и по проливу Ла-Манш.