C 8 по 10 февраля в детском технопарке Кванториума «Саров» проходил межрегиональный IT-Хакатон. Саровский физико-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ выступил генеральным партнёром мероприятия и организовал свой трек «Lifelong learning». Участниками трека СарФТИ стали 10 команд из Сарова, Самары, Великих Лук, Майкопа, Ачинска, Пензы и Павлово. Многие из них приняли участие в состязании в дистанционном формате. Возраст членов команд - от
Участникам предложили разработать профориентационную платформу, ориентированную на популяризацию инженерно-технических профессий. Экспертами трека выступили преподаватель и координатор проектов развития СарФТИ НИЯУ МИФИ, эксперт в области профориентации (более 10 лет практики) Андрей Алексеевич Додин, руководитель WEB-студии полного цикла, студент магистратуры СарФТИ НИЯУ МИФИ, дважды финалист Volga`IT (2016, 2019), победитель Хакатона «Собери Универститет 2035» Никита Андреевич Вешняков и выпускник нашего вуза, основатель венчурной студии «DeepHeads», опытный разработчик IT-продуктов Сергей Борисович Брюков.
Студенты Саровского физтеха Алексей Белухин, Владимир Ивлев, Юлия Лукьянова, Денис Петров, Максим Тихонов участвовали в организации и проведении IT-Хакатона как сотрудники Кванториума «Саров» и наставники детского технопарка.
Партнерами мероприятия также выступили: Российский федеральный ядерный центр «ВНИИЭФ», Министерство здравоохранения Нижегородской области, компании АО «Гринатом», ООО «Глобал-тест», проект «Умный Саров».
В гостях у участников хакатона побывала министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Викторовна Петрова. На неформальной встрече ребятам рассказали о приоритетах региональной образовательной повестки.
8 февраля были раскрыты задания, и команды начали разрабатывать свои предложения по профориентационной работе в Интернете. Участники трека должны были не только представить концепцию профориентационной платформы, но и обосновать её структуру, опираясь на выводы социологического опроса. Рассмотрев 33 варианта профориентационной работы, предложенные экспертами СарФТИ на старте, юные разработчики должны были изучить предпочтения своих сверстников и предложить лучшее онлайн-решение. 9 февраля эксперты консультировали участников и направляли их разработки в нужное русло. 10 февраля состоялась защита получившихся проектов и награждение.
Участники составили тематические опросники, обработали сотни анкет (всего в опросах приняло участие более 500 человек) и, проанализировав результаты, представили идеи и прототипы наиболее востребованных из них.
Жюри было сложно сделать выбор в пользу одной команды, все разработки оказались интересны, имели свои подходы и свои «фишки». Победителем трека СарФТИ стала команда «Квантумы» из Сарова. Школьники Ерохина Дарья, Макаров Сергей и Лапшин Антон из МБОУ СОШ №14 лучше всех на основе данных опроса сумели выявить предпочтения аудитории. Ребята предложили реализовать в формате сайта известную профориентационную игру «Професьянс» (автор - профессор Н.С. Пряжников), которая помогает делать первые шаги на пути выбора профессии.
Специальный приз жюри получила команда самых юных участников хакатона «Одиссея» из города Майкопа (Республика Адыгея). Иванов Денис, Горбенко Денис, Чурсинов Александр и Куминов Кирилл выяснили через опрос наиболее интересную информацию. Оказалось, что 80% детей хотелось бы, чтобы к ним в школу приходили представители вузов и что они готовы тратить на профориентацию больше времени при условии получения подсказок о том, где брать информацию. Этой команде также удалось вовлечь в опрос большее количество сверстников. Делая свои первые шаги в IT -разработке, ребята из Адыгеи сумели показать успехи в анализе данных.
А.А. Додин комментирует:
- В итоге участники трека СарФТИ «Lifelong learning» разработали концепции и прототипы четырёх телеграмм-ботов, двух мобильных приложения и трёх тематических сайтов. Командам удалось выявить общие подходы. Во-первых, профориентационная информация нужно доносить в удобном для школьников виде (например, через видео-контент или чат-ботов). Во-вторых, следует применять игрофикацию профориентации - использовать систему рейтингов, достижений, понятные образы. И в-третьих, материал должен иметь практическую полезность (помогать качественно решать задания ЕГЭ, ориентироваться в технологиях и области мира профессий) и достоверный источник (например, интервью с профессионалами). Также в результате исследования задачи установили, что онлайн-платформа должна быть скорее приглашением в мир реальных знаний: давать актуальные материалы и видео, связывать со специалистами, приглашать на практико-ориентированные мероприятия, а не быть набором информации в Сети.
Поздравлял участников трёхдневного состязания и вручал грамоты глава администрации ЗАТО Саров Алексей Александрович Сафонов. Заместитель руководителя по учебной работе Тимофей Геннадьевич Соловьев, передавая победителям подарки от СарФТИ НИЯУ МИФИ(это были Web-камеры, рюкзаки, наушники и тематические журналы), пригласил всех юных разработчиков поступать в Саровский физтех и поблагодарил за готовность браться за серьёзные и полезные для общества задачи.