18 марта 2021

Томские учителя и школьники побывали на исследовательском реакторе «Спутник»

Экскурсию на единственный в России исследовательский реактор «Спутник» организовал 16 марта для томских учителей и старшеклассников Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Томска в рамках федерального проекта «День учителя на объектах атомной отрасли».

ИЦАЭ Томска регулярно организует поездки учителей естественнонаучного цикла и педагогов дополнительного образования на объекты атомной отрасли, расположенные в Томской области. Цель проекта – дать возможность педагогам, распространяющим знания о ядерной энергетике, на практике познакомиться с технологиями и культурой производства ведущих атомных предприятий, уникальной системой безопасности и социальной политикой, которая реализуется в атомных городах. А школьникам такие экскурсии помогаю определиться с тем, куда поступать после окончания школы и какую рабочую специальность выбрать.

Основным направлением, больше всего интересовавшим старшеклассников в ходе экскурсии на «Спутник», были радиофармпрепараты. Ведь в Томске с 1986 года занимаются изучением и производством радиофармпрепаратов – как диагностических, так и терапевтических.

«Введение в человеческий организм определённого короткоживущего радиоактивного элемента или соединения позволяет проследить функциональные особенности, проходящие в организме, вплоть до клеточного уровня»,

– рассказал Виктор Скуридин, доктор технических наук, профессор-консультант Лаборатории № 31 ядерного реактора Томского политехнического университета.

Также участники экскурсии узнали, как в исследовательском реакторе производится легирование кремния. Цилиндры различного диаметра из этого материала после облучения приобретают свойства полупроводника и их можно использовать в качестве основы для приборов в силовой электронике. Легированный кремний используется в электроавтомобилях, космических кораблях, атомных ледоколах, подводных лодках и для производства солнечных батарей. В Томск из Китая осуществляется постоянная поставка чистого кремния для облучения.

Не менее интересным для экскурсантов стало то, что, оказывается, с помощью радиоактивного облучения можно окрашивать полудрагоценные камни. Например, топаз. После того, как топазы проходят обработку каким-либо видом ионизирующего излучения, они приобретают голубоватый окрас. Чем интенсивней и дольше облучение, тем насыщеннее становится цвет. Все топазы, использующиеся сейчас в ювелирной промышленности, каким-либо образом были облучены. Если же находят от природы чистый и красивый топаз, то это означает, что он когда-то лежал рядом с месторождением урана, тория или какого-то другого радиоактивного вещества. Но носить украшения с топазом можно не боясь облучиться, сам камень радиоактивным не становится.

Проект «День учителя на объектах атомной отрасли» стартовал в 2013 году в Ленинградской области. В 2014 году к нему присоединились ИЦАЭ 14 регионов. Цель проекта – познакомить с технологиями производства и системами эксплуатации и контроля безопасности атомных предприятий педагогов средних учебных заведений, которые являются лидерами мнений в своих регионах и имеют возможность распространять достоверную информацию об атомной отрасли среди школьников, студентов и их родителей.