18 марта 2021

Российская катушка полоидального поля для ИТЭР прошла решающую стадию производства

Специалисты АО «НИИЭФА» (входит в Госкорпорацию «Росатом») и Средне-Невского судостроительного завода (АО «СНСЗ») успешно завершили пропитку обмотки сверхпроводящей катушки магнитной системы ИТЭР. Вакуумно-нагнетательная пропитка – одна из наиболее сложных и ответственных стадий изготовления катушки, которой предшествовал целый ряд технологических этапов, завершенных в прошлом году. 

Катушка PF1, девять метров в диаметре и массой 200 тонн, является одной из шести катушек полоидального поля в магнитной системе, которая служит для удержания плазмы в реакторе ИТЭР. Катушка – сложное изделие, основой которого являются восемь сверхпроводниковых двухслойных двухзаходных галет. Для каждого из 16 кабелей катушки PF1 использовался изготовленный ранее в России (АО «ТВЭЛ», АО «ЧМЗ», АО «ВНИИНМ», АО «ВНИИКП») ниобий-титановый сверхпроводник, обладающий сверхпроводящими свойствами при сверхнизких температурах около 4 Кельвина.

Изготовление катушки полоидального поля ввиду уникальности изделия и крайне высоких требований, предъявляемых Организацией ИТЭР, потребовало разработки и совершенствования передовых технологий и технологических процессов. Важнейшие технологии и оборудование для изготовления катушки были разработаны в АО «НИИЭФА». 

Директор российского Агентства ИТЭР (входит в Госкорпорацию «Росатом») Анатолий Красильников отметил:

«Успешное завершение этой стадии изготовления российской катушки сложно переоценить. Главная сложность при пропитке состояла в том, что это необратимая операция, переделать что-либо в случае неудачи было бы невозможно. Иными словами, мы просто не имели права на ошибку. Но мы ничуть не сомневались в успехе, потому что над изготовлением катушки работает по-настоящему высококлассный коллектив».

Вакуумно-нагнетательная пропитка катушки PF1 необходима для получения электрической изоляции с крайне высокой диэлектрической и механической прочностью. В дальнейшем изготовление катушки PF1 пройдёт ряд следующих технологических операций, после чего состоится итоговая сборка изделия и подготовка к его отправке на площадку сооружения реактора ИТЭР на юге Франции весной 2022 года.