Китайские военные обсуждают предложения о строительстве авианосца с ядерной энергоустановкой, говорится в статье, опубликованной во влиятельной и хорошо информированной гонконгской газете "South China Morning Post".
"По словам двух человек, близких к Народно-освободительной армии Китая (НОАК), следующий авианосец Китая, скорее всего, будет атомным", - утверждает газета.
"Это станет технологическим скачком для судостроительной промышленности Китая... но строительство может занять больше времени, чем для его родственного корабля из-за различных двигательных установок",
- приводит издание слова одного из своих источников.
У Китая есть два действующих авианосца, а в этом году на воду будет спущен третий. Ни один из них не работает на атомной энергии. Таким образом, ядерную энергоустановку может получить четвёртый авианосец КНР.
Второй информатор газеты (как и первый, он просит не раскрывать его имени) сообщил, что центральный военный совет КНР действительно изучает предложение государственной судостроительной корпорации CSSC (China State Shipbuilding Corporation) об использовании атомной энергии для четвёртого авианосца.
Он отказался уточнить, какое решение было принято (или к какому решению склоняются китайские военные), но признал, что строительство атомного авианосца станет "очень смелым решением, полным проблем".
В феврале 2018 года корпорация CSSC публично объявила о том, что приступила к разработке атомного авианосца, призванного помочь ВМФ КНР "реализовать свою стратегическую трансформацию и боеготовность в глубоководных районах и открытых океанах к 2025 году".
В 2019 году гуандунская корпорация CGN через дочернюю компанию "CGN Power Group" пригласила потенциальных участников к тендеру на право подписания контракта на строительство 30000-тонного атомного корабля. Корпорация назвала данный корабль "экспериментальной платформой".
Первый из двоих источников газеты пояснил, что экспериментальная платформа предназначалась для испытания ядерных реакторов, которые впоследствии будут установлены на авианосцах.
В 2020 году в списке уведомлений, публикуемых НОАК, можно было найти упоминание о покупке военными серии отчётов, касающихся производства ядерной двигательной установки.
Базирующийся в Пекине военно-морской эксперт Ли Цзе считает, что переход на ядерную энергоустановку не только повысит эффективность электромагнитных катапульт авианосцев, но и позволит оснащать корабли высокоэнергетическим оружием, таким как мощные лазеры или рельсотроны.
Эксперт также полагает, что атомный авианосец будет вмещать больше летательных аппаратов, чем его неатомные предшественники.
"Диспетчерский остров" (надстройка над палубой, вмещающая командный пост, пост управления полётами, центр технического обслуживания и т.д.)атомного авианосца намного меньше, чем неатомного, и это при прочих равных освободит дополнительную площадь для размещения самолётов, считает пекинский эксперт.
Неизвестно, насколько большим станет четвертый китайский авианосец. Третий (неатомный) авианосец КНР имеет водоизмещение порядка 85 тысяч тонн.
С мнением пекинского коллеги частично согласен Лу Ли-Ши, бывший инструктор Тайваньской военно-морской академии. Он также говорит о большем количестве самолётов на атомном авианосце.
Кроме того, тайваньский специалист предполагает, что в случае успешного строительства атомного авианосца корпорация CSSC в будущем сможет модернизировать три предыдущих корабля и также перевести их на атомную энергию.
Гонконгская газета затронула также тему о сроках завершения строительства третьего авианосца.
В интернете и других электронных средствах массовой коммуникации выдвигается предположение, что авианосец будет спущен на воду к 1 июля 2021 года, когда будет отмечаться 100-летие коммунистической партии Китая.
Чжоу Чэньминь, исследователь из пекинского военного аналитического центра "Юань Ван", полагает это маловероятным, поскольку "обеспечение качества всегда является главным приоритетом" при строительстве авианосцев.
"Системы вооружения строятся для боя, а не для празднования особых дат", - настаивает эксперт.
Ранее представители ВМФ КНР заявляли, что планируют иметь к 2035 году по меньшей мере шесть авианосных ударных группировок для парирования военно-морской мощи США в тихоокеанском регионе.