В Болгарии продолжаются дебаты по поводу строительства нового ядерного энергоблока, необходимость которого для страны очевидна (в рамках борьбы с изменением климата требуется замещение 18 млн МВт-ч, причем сделать это нужно с опорой на экологически чистые энергоисточники).
Контракт на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию двух ядерных энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 на АЭС «Белене» был подписан «Атомстройэкспортом» (АСЭ) и Национальной электрической компанией Болгарии (NEC) в январе 2008 года. Проект замораживался, потом снова возвращался на повестку дня. В конце марта 2012 года правительство Болгарии приняло решение об отказе от реализации проекта.
В июне 2016 года Арбитражный суд при Международной торговой палате (г. Женева) обязал NEC компенсировать АСЭ ущерб в размере 601,6 млн евро за уже сделанные работы и заказанное оборудование. Болгария выплатила компенсацию и стала собственником переданных ей АСЭ двух реакторов, судьбу которых ей надо было решить в ближайшее время.
В конце 2017 года Болгария вновь возвращается к проекту АЭС «Белене». В докладе, представленном Болгарской академией наук, был приведен экономический и правовой анализ проекта строительства АЭС «Белене», на основании которого делался вывод, что «проект жизнеспособен, его возрождение может оказаться энергетически оправданным, а непосредственное участие государства в качестве инвестора повысит жизнеспособность проекта». Министр энергетики Теменужка Петкова заявила, что «3 млн левов, уже вложенных в проект, должны работать».
В результате конкурсной процедуры, прошедшей в Болгарии в конце 2019 года, претендентами на роль стратегических инвесторов проекта АЭС «Белене» стали Росатом, CNNC (Китай) и KHNP (Республика Корея). До конца января 2020 года этим компаниям было предложено представить свои обязывающие положения по проекту. Однако в начале 2020 года Росатом получает официальное уведомление о том, что «в связи с эпидемией коронавируса сроки процедуры выбора стратегического инвестора сдвигаются». А потом возникает конкурирующая инициатива – использование полностью или частично изготовленного для АЭС оборудования при реализации проекта на площадке АЭС «Козлодуй» (блок № 7) при поддержке американской компании Westinghouse, которая уже в течение многих лет безрезультатно пыталась предложить поставки ядерного топлива для реакторов этой станции.
В настоящее время на АЭС эксплуатируются блоки № 5 и № 6 с реакторами советского дизайна ВВЭР-1000 (работа блоков № 1 – № 4 с реакторами ВВЭР-440 была прекращена в период 2002–2006 годов согласно условиям приема Болгарии в Евросоюз).
7 декабря 2020 года начались работы по изучению возможности строительства нового ядерного энергоблока на площадке АЭС «Козлодуй», и 19 января 2021 года премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что, по экспертным заключениям, с экономической, экологической и технической точек зрения возможно использование оборудования, предусмотренного для АЭС «Белене», на новом объекте – АЭС «Козлодуй».
На состоявшемся на следующей неделе заседании кабинета министров правительство Болгарии одобрило доклад министра энергетики Петковой о возможности строительства нового энергоблока на АЭС «Козлодуй», и исполнительный директор станции Наско Михов выразил надежду на то, что «при хорошей организации в течение 10 лет новый энергоблок может быть построен».
По поводу новой инициативы строительства выступил в эфире болгарского телеканала БНТ занимавший пост министра энергетики в 2005–2007 годах Румен Овчаров: «Меня удивляет энтузиазм, с которым правительство бросилось воплощать эту идею… Три года мы объяснялись в любви к АЭС «Белене», вроде бы ищем инвесторов, а теперь вдруг из российского реактора и американских технологий мы делаем новый блок на АЭС «Козлодуй»: американский посол срочно поехала в Козлодуй, и в ней разгорелась какая-то внезапная любовь к российским реакторам. Но позиция США – это не внезапно вспыхнувшая любовь. Здесь мы видим точный расчет, и нам придется заплатить за эту любовь. Цена этого – задержка строительства новой электростанции в Болгарии, если она когда-либо вообще будет построена».
Председатель Булатома Богомил Манчев тоже заявил, что для «Козлодуя-7» в любом случае потребуется новый проект, и это приведет к задержкам во времени и потере вложенных средств на сумму около 250 млн евро. Он отметил, что проект АЭС «Белене» прошел все стадии технического проекта, имеются все разрешения, тогда как для лицензирования проекта по строительству «Козлодуя-7» понадобится 5–6 лет.
Между тем болгарские депутаты настаивают на возобновлении строительства АЭС «Белене», и, по сообщениям bourgas.ru, в феврале 2021 года в парламенте страны приняли решение о ее строительстве.
Министр энергетики Петкова заявила, что Болгария нуждается в новой ядерной мощности в 2000 МВт, поэтому рассматривается и строительство блока № 7 АЭС «Козлодуй».
В то же время NuScale Power (США) и АЭС «Козлодуй – новые мощности» подписали меморандум о взаимопонимании, в котором договорились о совместной работе по оценке возможностей использования технологии малых модульных реакторов на площадке этой АЭС.
В рамках заключенного меморандума планируется составление графика проекта строительства, технико-экономического обоснования и сметы строительства на данной конкретной площадке, а также лицензирование проекта NuScale в Болгарии.
Власти США ищут пути для реализации и развития американских технологий, поскольку 70% новых ядерных мощностей в мире строятся российскими и китайскими компаниями. Болгария находится в центре амбиций Соединенных Штатов по расширению влияния в ядерной энергетике.