Французские общественники и активисты считают, что власти страны слишком торопятся с планами по строительству новых атомных энергоблоков.
В феврале 2022 года президент Эммануэль Макрон сделал громкое публичное заявление о том, что во Франции будет построено до 14 новых атомных энергоблоков. Он также пообещал выделить на эти нужды несколько десятков миллиардов евро.
Постепенно эти планы стали приобретать конкретику. Практически определены площадки для сооружения первых шести блоков с реакторами EPR2. Сначала предполагается построить блоки "Penly-3/4", затем два блока на площадке "Gravelines" и ещё два блока либо на "Bugey", либо на "Tricastin".
Оценочная стоимость сооружения шести блоков - более 50 миллиардов евро. Пуск первого из новых блоков намечен на 2035-2037 годы, а последний шестой блок должен быть введён в 2040-ые годы.
В конце января 2023 года сенат (верхняя палата французского парламента) подавляющим большинством 239:16 поддержал законопроект об ускорении строительства новых атомных мощностей.
Среди прочего, законопроект отменяет требование о сокращении доли атома в энергобалансе страны до 50%. Такое требование было принято парламентом Франции в 2015 году, причём сначала предполагалось, что сокращение доли атома произойдёт до 2025 года, но затем крайний срок был сдвинут на 2035 год.
Законопроект передан на рассмотрение в нижнюю палату парламента. Ожидается, что она проголосует по нему в марте 2023 года.
Действия правительства и депутатов вызвали раздражение у национальной комиссии общественных дебатов (Commission Nationale du Debat Public, CNDP).
CNDP - независимый орган, от которого требуется гарантировать право общественности обсуждать проекты, влияющие на окружающую среду. В октябре 2022 года комиссия объявила о начале обсуждения планов по строительству блоков с EPR2. Завершиться обсуждение должно было 27 февраля 2023 года.
Обсуждение сопровождалось серией скандалов и бойкотом заседаний со стороны антиядерных активистов, а затем потерпело полное фиаско, так как правительство ясно дало понять, что не собирается принимать результаты обсуждения во внимание.
Голосование в сенате стало для обсуждения настоящим coup de grace. Оно не было формально свёрнуто, но его тема сменилась на абстрактную "Как придать участию общественности законное место в управлении ядерными проектами?".
Мишель Бадре, отвечавший в CNDP за дебаты по новым блокам, обвинил правительство в создании "проблемы доверия": "Если вы просите людей принимать участие в разработке решений, то вы не можете одновременно говорить им, что решение уже принято".
Чтобы смягчить негативную реакцию, правительство пообещало учесть рекомендации CNDP в очередной редакции многолетнего энергетического плана (PPE), выпуск которой ожидается этим летом.
Кстати, сам факт обсуждения законопроекта об ускорении атомного строительства до принятия обновленного плана PPE также вызывает у общественников недоумение. Они считают, что сначала должна быть одобрена стратегия, и только после этого можно говорить о конкретных мерах по её реализации.
Прерванные дебаты в CNDP - не последний конфликт, сопровождающий французскую атомную отрасль. Ещё более жаркие споры вызывают планы по реструктуризации ядерного регулирования.
Наиболее серьёзное ожидаемое изменение - ликвидация независимого института техподдержки регуляторов IRSN с последующим присоединением его к регулирующему органу ASN (агентство ядерной безопасности).
Институт IRSN был создан в соответствии с требованиями французского законодательства в начале 2000-ых годов. Организационно он подчиняется министерствам экологии, экономики, исследований, обороны и здравоохранения.
"Эти заявления (о передаче IRSN) вызвали большую озабоченность по поводу нашего будущего и независимости экспертизы в области ядерной и физической безопасности и радиационной защиты", - говорится в совместном заявлении профсоюзных комитетов IRSN.
По всей видимости, судьба IRSN кулуарно уже решена, и осталось дождаться конкретных деталей, которые могут быть обнародованы в ближайшие недели.