Пять приоритетных направлений развития Арктики – это новый флот, отечественная спутниковая связь, цифровизация, портовая инфраструктура и энергообеспечение, а также совершенствование нормативно-правовой базы. Как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», такое мнение высказал заместитель директора дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко на телемосте Москва-Анадырь, организованном ТАСС в рамках III межрегионального форума «Идея – в бизнес. Бизнес – в результат».
Как рассказал представитель «Росатома», госкорпорация сегодня ставит перед собой пять основных задач по развитию Северного морского пути (СМП, Севморпуть).
«В первую очередь это наращивание транспортного флота. По нашим оценкам, дополнительная потребность в судах (газовозах, танкерах и балкерах) составит не менее 40 единиц, не учитывая портовый и обеспечивающий флот, необходимый для инвестиционных проектов.
Второй задачей стоит создание отечественной спутниковой группировки, в настоящее время проводится большая работа по определению ее конфигурации. Для нужд СМП приоритетными, на наш взгляд, являются радиолокационные спутники. Хотелось бы раз в сутки иметь спутниковые фотографии на протяжении всего СМП. Важны опции по инфракрасным и оптическим снимкам. Важным моментом здесь являются спутники связи, которые бы обеспечивали не только связь, но и интернет.
Максим Кулинко отметил, что спутниковая связь необходима для решения другой задачи - цифровизации СМП.
«В апреле текущего года мы закончим создание концепции единой цифровой платформы сервисов на СМП и видим это как единое цифровое пространство, которое позволит не только получать сервисы в режиме одного окна, но и стать ступенью к развитию беспилотного судоходства, которое разрабатывается с учетом пилотных проектов Минтранса», - пояснил он.
Одной из важнейших задач, подчеркнул представитель «Росатома», является развитие портовой энергетической инфраструктуры.
«Мы видим, что до 2028 года на СМП будет реализовано порядка пяти крупных мегапроектов, а именно - продолжение реализации проектов НОВАТЭК, Тамбейское месторождение, угольное месторождение Сырадасайское, Баимское месторождение и порто-бухта «Север» в части нефтеналивного терминала», - сказал Максим Кулинко.
Он также отметил, что необходимо совершенствовать тарифную систему и портовые сборы в привязке к современным экономическим условиям.
«Наверное, также стоит внимательно посмотреть на законодательство, которое может создать конкурентные преимущества для транзитных перевозок. Если все эти задачи будут реализованы, то можно говорить, что это будет уже не Северный морской путь, а новая транспортная магистраль евразийского континента, которая свяжет Санкт-Петербург и Владивосток в единой логистике и единых цифровых сервисах», - добавил представитель «Росатома».
По его словам, с тех пор как в 2019 году ГК «Росатом» была наделена функциями инфраструктурного оператора Северного морского пути (СМП), основной задачей на данном направление определено совершенствование инфраструктуры для обеспечения вывозы продукции мегапроектов.
«За это время удалось добиться следующих результатов. Втрое увеличен объем субсидий из федерального бюджета - с 400 млн до 1,2 млрд руб. Это позволило обеспечить навигационно-гидрографическое обследование возможных маршрутов по СМП. Например, в настоящее время мы планируем 85 тыс. приведенных км, вместо 35 тыс. км традиционно проводимых до этого. Это позволяет предложить судовладельцу ряд альтернативных маршрутов, которые могут быть использованы с учетом тяжелой ледовой обстановки. Также стоит отметить работы по реконструкции морского канала Обской губы, где в прошлом году за 70 дней арктического сезона был достигнут национальный рекорд по дноуглублению, – перемещено 32,4 млн куб м грунта. В нашем активе - строительство атомной группировки. Ледокол «Арктика» уже вступил в строй. На подходе – «Сибирь». В 2026 году планируем ввести в строй ледокол «Чукотка», местом приписки которого видится как раз Чукотский автономный округ, под перспективные проекты региона», - объясняет представитель «Росатома».