Китай произвел первый 100-тонный транспортный контейнер для отработанного ядерного топлива отечественной разработки. Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC) заявила, что серийное производство контейнера Longzhou-CNSC, который вмещает 21 отработанную тепловыделяющую сборку, еще больше укрепит возможности компании по транспортировке ОЯТ.
CNNC заявила, что контейнер Longzhou-CNSC прошел испытания по проверке безопасности - такие как испытания на падение и способность противостоять огню - в соответствии с национальными требованиями правил и стандартов.
В 2017 году Национальное управление ядерной безопасности Китая одобрило заявку компании Xi'an Nuclear Equipment Company на получение лицензии на производство контейнеров для транспортировки ОЯТ. На тот момент компания уже производила контейнер CNFC-3G для транспортировки свежего топлива.
Прототип контейнера Longzhou-CNSC прошел приемочные испытания и 20 декабря 2017 года был объявлен готовым к серийному производству.
Первый контейнер в итоге Longzhou-CNSC сошел с производственной линии 30 июня 2021 года.
Система обращения с ОЯТ в Китае
Централизованное хранилище отработанного топлива Китая было построено в Ланьчжоуском ядерно-топливном комплексе, расположенном в 25 км к северо-востоку от Ланьчжоу в центральной провинции Ганьсу. Начальная стадия этого проекта рассчитана на хранение 550 тонн ОЯТ. Однако в настоящее время большая часть отработанного топлива хранится на временных площадках и бассейнах при АЭС. Единственное действующее сухое хранилище в Китае находится в Циньшане.
Дочерняя предприятие CNNC компания CNNC Everclean отвечает за транспортировку отработанного топлива с площадок АЭС в Ланьчжоуский ядерный топливный комплекс и его хранение там. Часть отработанного топлива - более 100 топливных сборок в год - перевозится на 3700 км по автодороге из залива Дайя в провинцию Ганьсу для хранения. По данным Государственного управления по науке, технологиям и национальной оборонной промышленности, это количество необходимо увеличить до 600 сборок в год.
В июне 2018 года CNNC Everclean заключила контракт с Holtec International на поставку контейнеров HI-STAR 100MB до 2020 года. В 2016 году она приобрела четыре контейнера NAC-STC для топлива высокого выгорания, а в январе 2018 года испанская компания ENSA также поставила один контейнер.
В декабре 2020 года CNNC объявила о производстве первого железнодорожного прицепа для перевозки отработанного топлива. Трейлер D15B, по словам компании, будет использоваться для перевозки 100-тонных контейнеров. В следующем месяце CNNC объявила, что приняла поставку своего первого морского судна для перевозки отработанного ядерного топлива. Судно Xin An Ji Xiang собственного производства соответствует стандартам INF-3 (“облученное ядерное топливо класса 3”), установленным Международной морской организацией. Судно имеет двойной корпус с несколькими водонепроницаемыми поперечными переборками и усиленными конструкциями для защиты от боковых ударов. Оно оснащено двумя главными двигателями, двумя гребными винтами, двумя рулевыми двигателями и имеет две независимые кабины управления.