Сотрудники Томского политехнического университета вместе с Уральским федеральным университетом и Корпоративной академией Росатома создают и верифицируют систему оценки профессиональных компетенций выпускников вуза для трудоустройства на предприятия госкорпорации.
В 2020 году Томский политех присоединился к движению WorldSkills. Первым этапом проекта стало участие студентов ТПУ в чемпионате AtomSkills-2020. Затем студенты-специалисты ТПУ, проходившие обучение по образовательной программе «Химическая технология материалов современной энергетики», успешно сдали демонстрационный экзамен, который был разработан экспертами Росатома на основе чемпионатов AtomSkills и WorldSkills Hi-Tech.
На днях политехники стали участниками проектных сессий в рамках деловой программы чемпионата AtomSkills-2021. Мероприятия были посвящены созданию сильных команд в ответ на вызовы времени. Эксперты из Росатома, вузов и бизнеса обсуждали новые параметры и критерии отбора молодых кадров для дальнейшего трудоустройства в госкопорацию, инструменты оценки будущих сотрудников, которые качественно влияет на отбор, какие сопутствующие мероприятия для студентов, преподавателей и экспертов необходимо проводить, а также о возможности применения демонстрационных экзаменов в качестве инструмента оценки профессиональных компетенций.
«Мы очень подробно разбирались в вопросе оценивания компетенций студентов. Причем как в момент поступления, так и в течение учебы, и к моменту окончания вуза. Во время экспертных сессий представители бизнеса и Корпоративной академии Росатома делились своими лучшими практиками по поддержке молодых кадров. Они начинают вовлекать их в свою деятельность уже со школы, проводят различные кейс-чемпионаты, мастер-классы, тренинги, приглашают на стажировки. Но существует определенная проблема так называемого «выбора лучших». Они, так сказать, «снимают сливки», о более массовом подходе речь не идет. Необходимо же работать с общим контингентом студентов, чтобы к моменту окончания они удовлетворяли всем требованиям и стандартам», — говорит руководитель образовательной программы «Химическая технология материалов современной энергетики», доцент отделения ядерно-топливного цикла ИЯТШ ТПУ Лилия Леонова.
По ее словам, сейчас существует целый ряд стандартов, соответствовать которым должны выпускники вузов. Это и запросы бизнеса, работодателей, государственные и международные стандарты, внутренние критерии вузов. К ним также относятся стандарты WorldSkills, постепенно внедряемые в университетах.
«Все эти стандарты необходимо как-то между собой объединить, согласовать, чтобы на выходе мы получали специалистов, отвечающих всем критериям и требованиям. В итоге мы поняли, что проверять студентов только во время выпуска не совсем правильно. Работа должна вестись на протяжении всего цикла подготовки, начиная с первого курса», — поясняет эксперт.
Причем, добавляет Лилия Леонова, студенты также должны понимать какими компетенциями они должны обладать и каким критериям соответствовать, чтобы после окончания вуза успешно трудоустроиться. Подобная модель компетенций должна разрабатываться всеми участниками процесса. По итогам проектных сессий было принято решение, чтобы специалисты ТПУ и УрФУ объединили свои усилия в апробировании данного инструмента оценивания профессиональных компетенций и формирования компетентностного профиля инженера. УрФУ, как и Томский политех, в прошлом году стал пилотной площадкой для проведения демонстрационных экзаменов Росатома. Также в работе по формировании модели и методики оценивания профессиональных компетенций принимают участие представители Корпоративной академии Росатома. С 10 по 14 августа команда Томского политеха поучаствует в сессии деловой программы AtomSkills 2021. Эксперты планируют завершить формирование профиля компетенции «Инженерное проектирование».
«Главный вопрос был в том, кто будет являться драйвером этих оценочных мероприятий. По результатам пилотного проекта по внедрению демонстрационного экзамена в ТПУ мы приняли решение о том, что модель компетенций наших инженеров необходимо прорабатывать совместно, включать в процесс не только экспертов Росатома, но и наших преподавателей. Чтобы они досконально знали критерии оценки, список необходимых компетенций и готовили студентов к этому, начиная с первого курса. Мы бы хотели внедрить формат демонстрационного экзамена в государственную аттестацию. Сейчас вузы проверяют, по сути, только знания студентов, а мы хотим внедрить деятельную составляющую. Чтобы в итоге можно было получить самую исчерпывающую информацию о молодом специалисте, которой было бы достаточно для работодателя. В прошлом году мы «набивали» шишки, тестировали формат. Сейчас модель необходимо усовершенствовать, проработать со студентами. В этом году, в ноябре, мы проведем еще один демонстрационный экзамен для студентов-специалистов. И в течение этого года будем дорабатывать задания, согласовывать, чтобы по итогам внедрить их в госаттестацию. Мы станем первопроходцами по внедрению независимой экспертной оценки наших студентов, отработаем все механизмы», — подчеркивает Лилия Леонова.