Росатом рассматривает возможность предоставить атомный ледокол «Чукотка», сдача которого планируется на 2026 год, для ледовой проводки грузов с Баимского медно-золотого проекта казахстанской KAZ Minerals на Чукотке. В компании уточняют, что обсуждается «сервис одного окна», который бы включал поставку электроэнергии от плавучих атомных блоков, строительство и эксплуатацию буксиров и балкеров высокого ледового класса, а также «персонального ледокола». Аналитики считают такое комплексное решение логичным.
«Росатом» и KAZ Minerals, реализующая Баимский медно-золотой проект на Чукотке, ведут переговоры о предоставлении персонального ледокола для проводки грузов компании, в этом контексте обсуждается атомный ледокол «Чукотка» — четвертый серийный ледокол проекта 22220 мощностью 60 МВт, строящийся на Балтийском заводе со сроком сдачи в 2026 году.
Как пояснил газете "Коммерсантъ" (“Ъ”) заместитель директора дирекции Северного морского пути (СМП) «Росатома» Максим Кулинко, от исхода переговоров по ледокольной проводке зависит в том числе ледовый класс балкеров, строительство и эксплуатацию которых «Росатом» также обсуждает с KAZ Minerals.
Речь идет о судах дедвейтом 40 тыс. тонн, и рассматривается как возможность их постройки с самым высоким ледовым классом Arc7, так и с более низкими Arc6 или Arc5.
«Если мы договоримся по персональному ледоколу, то можно понижать ледовый класс (балкеров.— “Ъ”) и организовать ледокольно-транспортную систему таким образом, что ледокол будет проводить эти балкеры во льдах, а по чистой воде они уже сами смогут проходить,— пояснил господин Кулинко.— Если они (KAZ Minerals.— “Ъ”) хотят обеспечить круглогодичный вывоз своей продукции, без персонального ледокола это не получится». По словам Максима Кулинко, достичь конкретных договоренностей по флоту балкеров пока не удалось из-за повышения цен на металл.
По его информации, KAZ Minerals готова заключить с «Росатомом» контракт о комплексном сервисе — с ледоколом, тремя балкерами и двумя портовыми буксирами,— если удастся уложиться в приемлемую для компании ставку за тонну перевозки груза.
KAZ Minerals планирует запустить Баимский ГОК на базе месторождения Песчанка на Чукотке в 2027 году. Ресурсы месторождения — 9,9 млн тонн меди и 16,5 млн унций золота. Частные инвестиции оцениваются в 627 млрд руб. Для энергоснабжения ГОКа «Росатом» построит четыре плавучих атомных энергоблока (ПЭБ) на реакторах РИТМ-200 на мысе Наглёйнгын. Мощность каждого ПЭБа — около 106 МВт. ФГУП «Атомфлот» (входит в «Росатом») и «ГДК Баимская» уже заключили предварительное соглашение о поставке электроэнергии для снабжения ГОКа.
В разрабатывающей месторождение «ГДК Баимская» (входит в KAZ Minerals) “Ъ” подтвердили, что обсуждают с госкорпорацией «сервис одного окна»: от поставки электроэнергии от модернизированных плавучих энергоблоков, строительства и эксплуатации буксиров до возможного «обсуждения строительства персонального ледокола и трех балкеров 40-тысячников ледового класса Arc7 или Arc6». Там пояснили, что с 2027 года KAZ Minerals планирует перевозить по Севморпути около 2 млн тонн грузов ежегодно. Для этого компания рассматривает различные варианты логистики, «в том числе заключение долгосрочных контрактов на оказание услуг с использованием атомного ледокольного флота». Также в пресс-службе уточнили, что окончательное решение по строительству балкеров и по ледокольному обеспечению будет принято «в ближайшее время».
Партнерство с «Росатомом» является для KAZ Minerals стратегически привлекательной альтернативой, так как формирует возможность комплексного сервисного обеспечения проекта — энергоснабжение и логистика, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его мнению, это повышает шансы договориться о приемлемой для обеих сторон формуле цены в рамках долгосрочных контрактов и, таким образом, минимизировать риски, связанные с неблагоприятными изменениями конъюнктуры мировых рынков или отклонениями в сроках реализации проекта.