Советская атомная подводная лодка К-27 уникальна по своим характеристикам. Это первая атомная лодка с двух-реакторной паропроизводящей установкой с жидкометаллическим теплоносителем из сплава свинец-висмут, автономными турбогенераторами и легким корпусом из маломагнитной стали. Но эти новшества не помогли «карьере» боевой подлодки. В 1968 году на ней произошла авария, последствия которой удалось локализовать. Еще 13 лет К-27 простояла у пирса на базе в Белом море, а в 1981 году ее отбуксировали в залив Степового у Новой Земли. Там она была, в нарушение требований МАГАТЭ, затоплена на глубине 33 метра вместо положенных 3000–4000 метров.
В сентябре 2021 года водолазная и гидроакустическая группы Центра подводных исследований Русского географического общества провели инженерное обследование подлодки и других потенциально опасных радиоактивных объектов. Им помогали коллеги из НИЦ «Курчатовский институт», СПМБМ «Малахит» и НИИ спасания и подводных технологий.
– Программа обследования подводной лодки предусматривала большой объем водолазных работ, – поясняют в Центре подводных исследований Русского географического общества. – В том числе по подводной резке металла, проведению ультразвуковой толщинометрии металла легкого и прочного корпуса, замеру радиационного фона в межкорпусном пространстве, то есть тех работ, выполнение которых без применения водолазного труда на современном этапе развития робототехники невозможно.
Отметим, что водолазам приходилось работать в непростых условиях Арктики, при температуре воды + 5 градусов. В ходе проведения работ не возникло ни одной более-менее серьезной нештатной ситуации. Однако при выполнении работ по экзотермической резке металла, падающая сверху окалина при этом прожгла перчатку работающего водолаза.
– В гидрокомбинезон стала поступать вода, – поясняют в Центре подводных исследований Русского географического общества. – В условиях Арктики это чревато переохлаждением, особенно при водолазном спуске на глубину 32 м, требующем проведения декомпрессии. Водолаз своевременно доложил о возникшей нештатной ситуации, закончил начатую работу, начал декомпрессию. Заранее предусмотренный порядок действий при реализации этой опасности позволил полностью контролировать опасность и завершить водолазный спуск на требуемом уровне безопасности. Взятие под контроль нештатной ситуации явилось результатом совместных действий всех участников водолазных работ.
Все предусмотренные программой инженерного обследования лежащей на грунте подводной лодки водолазные работы были выполнены в полном объеме. Собранные данные необходимы для разработки проекта подъема подлодки и транспортировки для обеспечения правильной и экологичной утилизации реакторного отсека.