МАГАТЭ продолжает практику проведения партнёрских проверок планов Японии по выводу из эксплуатации аварийной АЭС "Фукусима Дайичи".
На полях прошедшей в сентябре сессии генеральной конференции атомного агентства Кристоф Ксерри, директор отдела ядерного топливного цикла и технологии обращения с отходами МАГАТЭ, рассказал об итогах пятой партнёрской проверки.
Господин Ксерри напомнил, что в первый раз после аварии он посетил фукусимскую площадку весной 2012 года: "Огромные повреждения - автомобили на крышах и горячие пятна повсюду". Находясь в очень трудной ситуации, ликвидаторы усердно работали при поддержке родных и друзей.
В декабре 2011 года компания TEPCO и правительство Японии подготовили дорожную карту на средне- и долгосрочную перспективу (Mid-and-Long-Term Roadmap). С тех пор она неоднократно пересматривалась - в июле 2012 года, июне 2013 года, июне 2015 года, сентябре 2017 года и декабре 2019 года.
Дорожная карта включает в себя описание основных этапов и мероприятий, которые должны быть выполнены для вывода АЭС "Фукусима Дайичи" из эксплуатации.
Правительство Японии обратилось к МАГАТЭ с просьбой организовать международные партнёрские проверки исполнения дорожной карты, включая рассмотрение отдельных направлений работ.
Первая партнёрская проверка под эгидой МАГАТЭ прошла в апреле 2013 года. За ней последовали вторая (ноябрь/декабрь 2013 года), третья (февраль 2015 года), четвёртая (ноябрь 2018 года и повторная проверка в апреле 2020 года).
Пятая, последняя на данный момент партнёрская проверка была осуществлена летом 2021 года.
Главной целью партнёрских проверок МАГАТЭ на Фукусиме является обеспечение независимого обзора деятельности, связанной с планированием и осуществлением вывода из эксплуатации АЭС "Фукусима Дайичи".
В частности, проверки выполняли следующее:
- предоставление консультаций и комментариев как по безопасности, так и по технологическим аспектам вывода из эксплуатации, обращения с отходами и других связанных с этим видов деятельности;
- предоставление консультаций по совершенствованию планирования и реализации мероприятий до вывода из эксплуатации и вывода из эксплуатации на АЭС "Фукусима Дайичи";
- содействие обмену передовым опытом и извлечёнными уроками для работ по выводу из эксплуатации после аварии с участием международного сообщества.
В состав группы, осуществлявшей пятую партнёрскую проверку, входило 12 экспертов. Девять из них представляли МАГАТЭ. К ним добавилось трое экспертов из Британии, Индонезии и США.
С учётом коронавирусных ограничений график партнёрской проверки выглядел следующим образом:
- в срок до 30 июня 2021 года японская сторона предоставила первый комплект документов для рассмотрения;
- с 30 июня по 2 августа дважды в неделю проводились вебинары, на которых официальные лица японского правительства и менеджеры TEPCO выступали с презентациями по отдельным направлениям работ, после чего следовало общее обсуждение;
- с 2 по 6 августа группа экспертов сформулировала свои выводы и заключения и передала их японской стороне; также группа подготовила черновую редакцию своего отчёта;
- с 23 по 26 августа с соблюдением всех необходимых эпидемиологических мер предосторожности эксперты посетили площадку аварийной станции;
- 27 августа окончательная редакция отчёта о партнёрской проверке была передана японской стороне.
Основные выводы, к которым эксперты пришли по итогам проверки, таковы:
- за время, прошедшее с 2018 года, был достигнут значительный прогресс как в организационном и техническом плане, так и с точки зрения сокращения рисков;
- на будущее японской стороне рекомендовано укрепить планирование на весь период работ по выводу станции вплоть до полного завершения вывода;
- необходимо также обратить особое внимание на обращение с обломками топлива. причём как в технологическом плане, так и по направлению НИОКР.
Среди положительных изменений, произошедших с момента четвёртой партнёрской проверки, эксперты выделили принятие решения о судьбе хранящихся запасов воды, очищенной в системе ALPS, но всё ещё загрязнённой (по тритию).
Был разгружен бассейн выдержки блока №3, ведутся подготовительные работы для разгрузки бассейнов первого и второго блоков. Улучшено понимание состояния топливных обломков внутри аварийных блоков. Создаются объекты для обращения с твёрдыми РАО (хранение, сокращение объёмов).
Важно также, что у японской стороны появился "чёткий план" по сбору информации о работах по выводу, это позволит в дальнейшем использовать накопленный опыт и извлечь из него необходимые уроки.
Вместе с тем, по итогам проверки эксперты сформулировали ряд рекомендаций для японской стороны, в том числе:
- продолжать укреплять управление программами и проектами;
- постоянно повышать уровень координации между вовлечёнными организациями (особенно это касается НИОКР);
- продолжать уделять внимание развитию технологий, в частности этапу их перехода от опытной к промышленной эксплуатации;
- приступить к выделению ресурсов для планирования и подготовки к работам на период после 10 ближайших лет (иными словами, переходить к долгосрочному планированию);
- планировать работы по выводу всей станции (шесть блоков) в комплексе;
- определить варианты обращения с обломками топлива после их извлечения из аварийных блоков;
- определить полный перечень отходов, которые образуются в результате вывода;
- развивать систему управления знаниями;
- содействовать распространению накопленных при выводе знаний в международном сообществе, а также обеспечить доступ к извлекаемым топливным обломкам.
Кристоф Ксерри отметил, что после периода относительной стабилизации сложность работ, которые предстоит выполнить на выводимой станции, вскоре начнёт возрастать. Он проиллюстрировал это заключение следующим качественным графиком.