Происшествие с американской АПЛ в Южно-Китайском море, о котором сообщалось в начале октября, обрастает новыми удивительными подробностями
Напомним, 7 октября пресс-служба Тихоокеанского флота США опубликовала официальный пресс-релиз по поводу инцидента, согласно которому «Морской волк» во время погружения в международных водах Индо-Тихоокеанского региона налетел на неопознанный объект, в результате чего получили травмы 11 подводников, а самой субмарине предстоит долгий и дорогостоящий ремонт. Новость сразу стала мейнстримной и стала предметом широкого обсуждения.
После того, как были сделаны первые скоропалительные выводы, что виноваты китайцы, — эксперты обратили внимание на то, что опасное происшествие произошло буквально через 2 недели после того, как США перехватили у Франции почти готовую сделку на поставку Австралии атомных субмарин вместо дизельных, которые должен был продать Сиднею Париж.
Однако теперь появились предположения, что повреждения, которые получил «Морской волк» похожи на те, которые имела подлодка «Сан-Франциско» класса «Лос-Анджелес», налетевшая на скалу в январе 2005 года в 500 км к юго-востоку от острова Гуам. Тогда, к слову, были разрушены носовые балластные цистерны, или говоря по-простому, был снесен весь передок.
Теперь в свете американо-австралийского военного контракта многие аналитики, выразив крайнее недоумение, задаются вопросом, как многомиллиардная по стоимости атомная субмарина «Коннектикут», которая вроде бы насыщена самыми лучшими в мире гидролокаторами, напоролась под водой на что-то и даже не поняла, на что конкретно.
Первое, что приходит на ум тамошним экспертам-подводникам, — это человеческий фактор, точнее, ошибка оператора бортовых гидролокаторов или глупая команда командира. Как правило, безопасная навигация субмарин осуществляется либо по проверенным картам, то есть фактически вслепую, или за счет активного применения высокочастотных гидроакустических сигналов.
Первым способом пользуются в случае, когда нельзя себя обнаруживать, например, вблизи базы Юйлинь. Дело в том, что стандартный американский высокочастотный гидролокатор дает отличную картинку на расстоянии до 4,5 км. Проблема, однако, в том, что противник, будь то субмарина или противолодочный корабль, «увидит» штатовскую АПЛ на расстоянии не менее 10 км, и даже дальше в хороших условиях. В частности, об этом сказал широко цитируемый в Америке ветеран-подводник Аарон Амик.
А это означает, что американцы имеют субмарины с такой же подводной осведомленностью, что и подлодки других стран — РФ, КНР и той же Франции. То есть в морской пучине американцы не какие-то особенные, а самые обычные. И весь звездно-полосатый пиар направлен на оболванивание своих же налогоплательщиков, которые уверены, что тратят деньги на самые сильные в мире армию и флот. Судя по публикациям военных изданий, в том числе Военно-морского института США (United States Naval Institute, или USNI), американских подводников обеспечивают самыми точными цифровыми картами, создавая тем самым тепличные условия для миссий. Между тем, сухогрузы, идущие в Южно-Китайском море, регулярно теряют контейнеры. Например, в мае 2020 года сингапурское грузовое судно потеряло 40 контейнеров. Согласно информации Всемирного совета по судоходству, в среднем в год на морское дно падает 1382 контейнера, создавая в ряде случаев рукотворные скалы.
С другой стороны, вряд ли упавшие контейнеры могли нанести столь сильное повреждение «Морскому волку». Если повреждения у «Коннектикут» и «Сан-Франциско» идентичны, то должны быть и схожие условия инцидента. Теоретически янки могли удариться о неизвестную подлодку, но вряд ли это реально. Другая субмарина тоже получила бы сильнейшие повреждения, о чем тоже стало бы известно общественности.
Значит, могли иметь место ошибки позиционирования, поскольку режим «молчания» означает одно: операторы подлодки опираются на данные акселерометра. Считается, что этот тип навигации имеет очень небольшие ошибки, которые, тем не менее, со временем увеличиваются. На форумах американских подводников говорится, будто погрешность местоположения может достигать 100 и более метров, что тоже не делает чести оборудованию штатовских подлодок.
Понятно, что это бьет по имиджу Америки, поэтому в тамошней прессе со ссылкой на «анонимные» источники все чаще пишут о неких китайских подводных беспилотниках, которые охотятся на звездно-полосатые АПЛ в непосредственной близости от Китая.
Таким образом в США сейчас ломают голову над тем, как минимизировать репутационный ущерб. На технические моменты валить нельзя, в мире с большим удовольствием раструбят, что янки разучились делать хорошие подлодки. На китайцев, и уже тем более на французов валить тоже нежелательно уже по политическим причинам.