Сегодня, 29 декабря, исполнилось 40 лет со дня подписания приемного акта тяжелого атомного подводного крейсера стратегического назначения «Дмитрий Донской». Атомоход проекта 941 был построен на Севмаше.
Закладка АПЛ состоялась 30 июня 1976 года, строительство длилось пять с половиной лет. Тяжелый крейсер «Дмитрий Донской» стал головным в серии из шести кораблей. Специально для создания атомоходов третьего поколения на Севмаше была проведена грандиозная реконструкция, возведен новый эллинг – самое крупное крытое сооружение для строительства атомных подводных лодок в Европе.
Проект корабля разрабатывался в Санкт-Петербургском Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» под руководством Сергея Ковалева. Ответственный сдатчик – Александр Белопольский, сдаточный механик – Григорий Павлюк. В создании атомной подлодки принимали участие более тысячи предприятий со всей страны.
«Работали как в войну» - так на верфи характеризовали темпы строительства корабля.
На Севмаше 1219 работников награждены орденами и медалями. В 1989 году АПЛ «Дмитрий Донской» вернулась на Севмаш для ремонта и модернизации. Корабелы фактически подарили подлодке вторую жизнь, переоборудовав ее для испытаний баллистической ракеты «Булава».
– Это грандиозный проект, который могла осилить только такая великая страна как Советский Союз, - подчеркнул генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко. – Ни один флот мира не имеет таких кораблей и иметь в ближайшее время не будет. Сегодня тяжелый атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» обеспечивает испытания АПЛ четвертого поколения проектов «Ясень-М» и «Борей-А», строящихся на Севмаше, помогает им сделать свои первые морские шаги.