В издательстве «ЭКСМО» вышла книга о выдающемся физике, ученике Э. Ферми, с 1950 г. работавшего в Дубне Бруно (Максимовиче) Понтекорво. О книге и ее авторе рассказывает Степан Шиманский, старший научный сотрудник Лаборатории физики высоких энергий ОИЯИ.
Автор книги один из ведущих физиков ОИЯИ М.Г. Сапожников, имевший счастье совместной работы с героем книги. Автор этой заметки в 1980 г. в филиале НИИЯФ МГУ слушал курс лекций, а точнее два параллельных курса по физике элементарных частиц, которые читали М. Г. Мещеряков и Б. М. Понтекорво. Естественно, это были незабываемые лекции двух выдающихся физиков дополнявшие друг друга. И каждый курс носил неповторимый оттенок личностного понимания, и что особенно интересно, личного переосмысления и проживания всех грандиозных открытий и революций в физике частиц, которые стали той основой, на которой стоит современная физика высоких энергий. Понятно, что такие курсы могли читать только физики сами участвовавшие в становлении этой физики.
Хотелось бы особенно подчеркнуть, что книга, написанная физиком о физике, должна быть интересна молодым сотрудникам Института, так как рассказывает не только об интересном человеке, но и о физике, а также о его идеях и свершениях, ставших классикой современной физики. Важно, что последнее излагается автором книги, который не раз демонстрировал глубочайшее понимание физики и сам внёс заметный вклад в физику. Более того автор книги является автором другой замечательной книги: Сапожников М. Г. Антимир — реальность?, Знание, 1983. Предисловие к этой книги было написано Б.М. Понтекорво.
Из Предисловия книги
История жизни Бруно Понтекорво ждет своего кинорежиссера. Он может снять биографический фильм о великом ученом, идеи которого получили признание в виде шести Нобелевских премий. Может снять большую семейную сагу о судьбе состоятельной семьи текстильных фабрикантов из Пизы в эпоху Муссолини. Детектив о побеге Бруно вместе со всей своей семьей в СССР. Драму настоящего коммуниста, теряющего свои идеалы в эпоху гласности и перестройки.
Мне интересен Бруно как большой ученый и замечательный человек. В мою жизнь он вошел статьей в журнале «Юность», которую я прочел в восьмом классе. Четко осталось в памяти: таинственный город счастья – Дубна, где живут небожители-физики и загадочный Понтекорво. Эта статья во многом определила мою жизнь. Мне сильно повезло – детские мечты стали реальностью. Через десять лет на доске объявлений физического факультета МГУ я увидел, что академик Понтекорво, приглашает студентов на свою кафедре и устраивает лекцию о физике нейтрино. На этой встрече я впервые увидел Бруно и был просто очарован. И тем, что он рассказывал, и тем, как он выглядел. Конечно, я выбрал для диплома работу на кафедре Бруно, попал в Дубну – фантастика продолжалась. Моя научная судьба была во многом связана с проверкой идей Бруно. Горжусь, что вместе с Л.А.Кондратюком ввели в научный обиход термин «реакции Понтекорво» — особый класс реакций аннигиляции антипротонов с ядрами, которые Бруно предсказал через полгода после открытия антипротона.