22 августа Объединенный институт ядерных исследований отметил дату рождения выдающегося ученого – основателя экспериментальной физики нейтрино Бруно Максимовича Понтекорво (1913 – 1993).
Будучи основоположником физики нейтрино высоких энергий и нейтринной астрономии, он первым в мире выдвинул идею осцилляций нейтрино, которая получила экспериментальное подтверждение лишь спустя около 60 лет. Заложенное Бруно Понтекорво научное направление — физика нейтрино — сейчас является одним из приоритетных для Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ и стало основой для нейтринной программы ОИЯИ. В его рамках развивается строительство Байкальского нейтринного телескопа, ученые Лаборатории принимают активное участие в экспериментах по исследованию нейтрино: GERDA, NOvA, Borexino, JUNO, GEMMA и DANSS и в других значимых для мировой науки проектах. Также Бруно Понтекорво подарил миру метод разведки нефти и газа – нейтронный каротаж, повсеместно используемый на месторождениях.
В Советском Союзе и, в частности, в Дубне итальянец Бруно Понтекорво оказался в силу коммунистических политических взглядов. До своей многолетней работы в ОИЯИ он уже имел громкое имя в научных кругах: являлся учеником Энрико Ферми в Римском университете – работая в его группе, Понтекорво стал соавтором открытия эффекта замедления нейтронов. Затем работал в Институте радия в Лаборатории Ирен и Фредерика Жолио-Кюри во Франции, занимаясь изучением ядерной изомерии, за что получил премию Карнеги-Кюри. После этого эмигрировал в США, работал в Канаде, Великобритании. В Америке Б. М. Понтекорво разработал ставший прорывным для отрасли геофизический метод исследования нефтяных скважин – нейтронный каротаж.
Физик-экспериментатор, специалист по ядерной физике и физике элементарных частиц, основоположник физики нейтрино высоких энергий и один из основоположников нейтринной астрономии, он оставил после себя научные труды по замедлению нейтронов и их захвату атомными ядрами, нейтринной физике, слабым взаимодействиям, ядерной изомерии, астрофизике. Им было предсказано существование изомерных состояний у стабильных атомных ядер, открыто явление ядерной фосфоресценции. Понтекорво предложил метод детектирования нейтрино с помощью реакции превращения ядер хлора в ядра радиоактивного аргона – после проведения этого метода в жизнь зародилась такая область науки, как нейтринная астрономия. Выдвинул идею осцилляции нейтрино и указал на важность слабого взаимодействия между нейтрино и электронами для эволюции звезд.
Бруно Понтекорво стал создателем советской школы эксперимента в области физики элементарных частиц. За работы, выполненные с использованием идей Бруно Максимовича, в наши дни присуждены три Нобелевских премии.
Помимо науки, его страстью был также и спорт. В юности чемпион Италии по теннису, ученый продолжал заниматься им и в Дубне, а также был заядлым велосипедистом, увлекался водными лыжами и подводной охотой.
Бруно Понтекорво обладал высоким даром обаяния, и, по воспоминаниям знавших его, «каждый диспут или семинар с его участием превращался в живой разговор». Коллега Понтекорво, известный физик-теоретик Семен Герштейн отмечал «его неизменную улыбку, юмор, интерес к людям, жажду новых знаний, такт и глубокую демократичность, нетерпимость к любой фальши и особенно к профанации науки, его готовность оказать всяческую поддержку новым интересным экспериментальным исследованиям».
Именем Бруно Понтекорво названы в ОИЯИ международная школа по физике нейтрино, премия для ученых разных стран, занятых в области нейтринной физики, и стипендия для молодых научных сотрудников Института. Одна из улиц Дубны названа в его честь. В главном здании ЛЯП ОИЯИ находится мемориальный кабинет ученого, в котором бережно сохранена вся обстановка, рукописи, фотографии и личные вещи.