Неудача компании "Oklo", чья заявка на строительство и эксплуатацию микрореактора "Aurora" была отвергнута комиссией по ядерному регулированию (NRC) США, продолжает обсуждаться в отраслевом сообществе.
Проект микрореактора "Aurora" был разработан компанией "Oklo", созданной энтузиастом атомной энергетики Джейкобом де Виттом.
"Aurora" - реактор быстрый, с металлическим топливом. Тепловая мощность - 4 МВт(т). Охлаждение топлива осуществляется за счёт тепловых трубок, передающих тепло через шесть теплообменников во второй контур, заполненный сверхкритическим диоксидом углерода. Станция с "Aurora" может либо выдавать в сеть 1,5 МВт(э), либо накапливать энергию в резервном тепловом хранилище для использования в периоды пиковых нагрузок.
Первый микрореактор "Aurora" предполагалось построить в национальной лаборатории Айдахо. Там же предполагалось получить нужное для работы реактора металлическое топливо.
Заявка на получение комбинированной (строительство и эксплуатация) лицензии (custom combined license application) была подана в NRC в марте 2020 года. С декабря 2020 года по июнь 2021 года рассмотрение приостанавливалось, чтобы дать возможность подготовить затребованную регуляторами информацию о проекте.
В начале января 2022 года NRC уведомила компанию "Oklo" о том, что заявка отклонена. Поводом для отклонения стала, по утверждению американских регуляторов, неспособность разработчиков предоставить информацию о проекте в должном объёме.
С технической точки зрения проект микрореактора "Aurora" как минимум красив. Экономика проекта - вопрос отдельный. Не исключено, что массовое строительство таких микрореакторов экономически было бы нецелесообразно (хотя в "Oklo" считают иначе). Но всё же ради своей красоты "Aurora" заслуживала как минимум строительства демонстрационного блока.
Причины отказа в рассмотрении заявки условно можно разделить на две части - субъективные и объективные.
К первым относятся кадровые изменения среди комиссионеров NRC. Напомним, что заявка на лицензию была подана в период председательства в комиссии Кристины Свиницки, считающейся в достаточной степени лояльной к атомным технологиям будущего.
Антиатомные критики обвиняли NRC и Свиницки в том, что заявка "Oklo" была принята якобы (или не якобы) в нарушение внутренних правил комиссии, в соответствии с которыми заявку до принятия следовало проверить на полноту. Звучали даже слова о том, что в случае с "Aurora" политика подчинила регулирование.
Но в январе 2021 года Свиницки, пережившая в NRC трёх американских президентов, подала в отставку. С тех пор отношение комиссии к атомным проектам стало менее благожелательным, что, в частности, и выразилось в отказе для "Oklo".
Объективные причины носят более глубокий характер. Если формулировать кратко, то существующая в США нормативная база настроена на нужды сертифицирования легководных реакторов и малопригодна для проектов реакторов с иными теплоносителями.
Устранить это препятствие призван закон "Nuclear Energy Innovation and Modernization Act", принятый в 2019 году при президенте Трампе. В соответствии с ним NRC даётся срок до конца 2027 года для формирования "технологически инклюзивной" нормативной базы.
По текущему графику работ NRC планирует сформировать такую базу даже несколько ранее, а именно в 2025 году. Но до этого момента все возможные заявки на получение сертификатов и лицензий будут рассматриваться на основе старых нормативных документов.
Заметим, что проблема несоответствия нормативной базы перспективным реакторным технологиям не является исключительно американской, достаточно вспомнить лицензионные мытарства российского БРЕСТа.
Выжидать до 2025 или 2027 года Джейкоб де Витт и "Oklo" не захотели. Выбранная ими тактика заключалась в лихом кавалерийском наскоке на бастионы регуляторов, причём в компании открыто признавали, что в обосновывающих документах они не следуют "историческим ориентирам", сложившимся для легководных проектов.
Неудивительно, что лихой наскок регуляторами был отбит. Конечно, можно гадать, что изменилось бы в случае продолжения работы в NRC Кристины Свиницки, но история не знает сослагательного наклонения.
Неудачу с заявкой "Oklo" перенесла на удивление легко (или, по крайней мере, так кажется на первый взгляд). В компании ограничились полным обиды, но в целом спокойным комментарием для прессы, а также пообещали подать заявку повторно, хотя на всякий случай не стали называть конкретных сроков.
Сдержанность реакции можно объяснить тем, что "Oklo" не понесла серьёзных финансовых потерь. Последние годы приучили оценивать лицензирование атомных проектов в США в сотни миллионов или даже в миллиарды долларов. "Oklo", однако, потратила на свою отвергнутую заявку, по словам главы компании, всего "одну сотую от этой суммы".
Джейкоб де Витт уверен, что опыт с заявкой на "Aurora", пусть и неудачный, подстегнёт других американских разработчиков перспективных реакторов с нелегководными теплоносителями и убедит их не страшиться общения с регуляторами. А это, в свою очередь, заставит NRC активнее и полнее создавать для них нормативную базу.
В расчётах главы и основателя "Oklo" есть резон. Ведь где-то там на подходе к лицензированию новых проектов в США можно увидеть такие компании как "X-energy" (разработчики ВТГР) и пользующаяся поддержкой Билли Гейтса "TerraPower" с проектом быстрого натриевого реактора "Natrium". А вес у этих компаний, особенно у последней, явно поболее, чем у по-хорошему наглого новичка "Oklo".