В рамках Московского академического экономического форума состоялся Арктический академический форум (0+), посвященный теме "Развитие научных исследований и экономика Арктики".
Организаторы форума - Вольное экономическое общество России, Научный совет РАН по изучению Арктики и Антарктики и Международный Союз экономистов.
Открывая форум, президент ВЭО России, президент Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов отметил, что его направленность носит глобальный характер.
"В связи с этим в рамках дискуссии мы акцентируем внимание на трендах, которые не утратят своей актуальности с течением времени", - рассказал ученый.
"Такое обсуждение приобретает особую значимость в условиях новой реальности, которую мы до конца не понимаем", - добавил академик-секретарь Отделения наук о Земле РАН Александр Глико.
Выступая с приветствием, посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов заявил, что МИД России поддерживает проведение Арктического академического форума.
"Очевидно, что наша Арктическая политика должна строиться на научном подходе, выверенных экономических расчетах и, естественно, предполагать междисциплинарный подход к тем темам, которые мы обсуждаем в арктическом разрезе", - отметил посол МИД России.
Среди проблем устойчивого развития Арктической зоны директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН Валерий Крюков назвал низкую транспортную доступность, очаговый характер экономической и хозяйственной деятельности, низкую связность экономики Арктики и Сибири, невысокий уровень жизни значительной части населения Арктики, моноотраслевой характер ее экономики, значительный объем загрязнений и нанесенного природной среде ущерба.
Говоря о развитии Северного морского пути, член научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации Михаил Григорьев перечислил основные риски - это, если говорить о транзитных перевозках, недостаточный объем грузовой базы у ряда проектов, отсутствие "должного" грузового флота, необходимость создания перевалочных комплексов, а главное - ледокольное сопровождение.
"Когда мы говорим об устойчивом развитии арктической транспортной инфраструктуры, и в первую очередь о круглогодичных перевозках, мы должны понимать, что необходимо более интенсивно строить ледокольный флот - не только атомный, но и дизельный", - подчеркнул эксперт.
Министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев предложил создать государственную регулярную грузовую морскую компанию, которая бы занималась контейнерными перевозками из Азиатского региона в Европейский, принимая заказы от китайских, японских и индийских перевозчиков, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, имела свои суда, возможность арендовать ледокольный флот и привилегии по использованию Севморпути.
"У нас на Севморпути есть три компании: это "Дальневосточное пароходство", "Северное пароходство", "Мурманское пароходство". Что мешает их финансово оздоровить и интегрировать с возможностями "Росатома", который имеет ледокольный флот? Объединить ресурсы этих пароходств с их лицензиями и судами, модернизировать и расширить флот, и организовать мощного регулярного государственного перевозчика, который бы возил грузы не от случая к случаю, а на регулярной основе?" - рассказал ученый.
Для этого, по словам Сергея Глазьева, следует в том числе создать хабы для перевалки грузов. В частности, логистический центр в Петропавловске-Камчатском, чтобы собирать контейнеры из Японии и Китая и на регулярной основе формировать караваны через Северный морской путь.
В Арктике значительны запасы востребованных в меняющихся экономических условиях металлов - меди, кобальта, вольфрама, редкоземельных металлов, иридия, палладия. Следует уделять особое внимание вопросам их разведки и разработки, полагает Михаил Григорьев.
По мнению эксперта, Арктическая зона Российской Федерации недостаточно опоискована на твердые полезные ископаемые. "Это связано, главным образом, со слабой круглогодичной транспортной доступностью. Тем не менее сегодня открываются новые возможности - в частности, благодаря развитию водной транспортной системы, включающей морской и речной транспорт", - отметил Михаил Григорьев.
Научный руководитель Института геологии и минералогии имени В.С. Соболева СО РАН Николай Похиленко назвал основные проблемы развития сырьевой базы твердых полезных ископаемых Центральной и Восточной Сибири.
По словам ученого, в последние 30 лет фактически не велись работы прогнозно-поискового характера, в связи с чем был практически исчерпан поисковой задел по большинству стратегических видов полезных ископаемых. В связи с "деградацией ведения таких работ", резко сократилось количество перспективных, подготовленных для экономического освоения рентабельных участков недр. Свою роль играют и инфраструктурные ограничения в неосвоенных районах страны, и дефицит кадров, которые имеют опыт картирования, ведения геологоразведочных работ и открытий.
Директор ИНИОН РАН Алексей Кузнецов рассказал о перспективах прямых иностранных инвестиций в Арктике. По словам ученого, они не радужны.
"Прежде всего, по объективным причинам Арктика не интересна иностранцам - там нельзя снизить издержки производства, нет доступа к мощностям НИОКР, в большинстве случаев нельзя говорить о захвате рынков, если не считать экзотику, вроде арктического туризма. Следовательно, Арктические регионы успешно развиваются только, если они интегрированы в стратегии социально-экономического развития своих государств", - пояснил Алексей Кузнецов.
Председатель форума, председатель Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики Алексей Гвишиани рассказал о новых перспективах, которые открываются перед учеными в области исследования Арктики.
По словам ученого, большое значение для развития исследований в Арктике имеет утверждение проекта международной арктической станции "Снежинка", где будут вести исследования в области природосберегающих технологий жизнеобеспечения, телекоммуникаций, биотехнологий, аквакультуры, новых материалов, решений с искусственным интеллектом. Еще одно знаковое для арктической науки событие, по мнению Алексея Гвишиани, - это строительство ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс". На борту платформы разместят 15 научных лабораторий для изучения природной среды Арктики.