Ректоры ведущих технических вузов России и представители крупнейших отечественных технологических компаний обсудили задачи развития современного инженерного образования на онлайн-сессиях деловой программы Всероссийского инженерного конкурса (ВИК), организованного Минобрнауки России.
С приветствием к участникам полуфинала ВИК, экспертам и организаторам конкурса обратился заместитель министра науки и высшего образования России Григорий Гуров. Он подчеркнул рост востребованности специалистов с инженерным образованием в стране.
«Если в прошлом году выпуск был 300 тысяч человек, то в этом - 350 тысяч. Это отвечает задачам, которые стоят перед страной. Спрос на инженеров всегда высокий, особенно из-за того, что все очень быстро меняется, и перед ведущими университетами страны встает необходимость корректировать программы, быть гибкими и постоянно взаимодействовать с предприятиями и партнерами», – рассказал он.
Заместитель министра сообщил, что на конкурсе ВИК получат поддержку проекты, наиболее применимые на практике с точки зрения индустриальных партнеров.
«Мы уделяем конкурсу большое внимание и считаем, что это перспективное направление. Каждый год конкурс совершенствуется, например, в этом году президентская платформа «Россия – страна возможностей» проводит оценку участников на профессиональные компетенции, и они смогут понять задачи и возможности своего развития. Желаю всем участникам, чтобы этот конкурс стал важной вехой в вашем профессиональном становлении», – отметил он.
Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко рассказал о вкладе университета в развитие конкурса, и о его значении для актуализации инженерного образования.
«К современному инженеру предъявляются высокие требования, далеко выходящие за рамки умения прочитать чертёж. В частности, он должен владеть рядом семиотических систем, или, проще говоря, языков: математическим, формально-логическим, схемотехническим, финансово-экономическим, как минимум одним иностранным языком, а также языками программирования и современными методами работы с большими данными. Способности к их освоению и возможности для этого в процессе обучения инженера – и условие входа в профессию, и залог достижения значимых результатов в ней», – подчеркнул он.
Владимир Шевченко представил статистику конкурса: для участия в полуфинале экспертное жюри отобрало 400 проектов выпускников российских вузов из 71 региона страны, распределенных по 15 отраслям промышленности.
«Конкурс действительно стал по-настоящему всероссийским. В будущем мы планируем выйти на уровень 10 тысяч заявок, связанных с решением задач 20 отраслей, от студентов более 250 профильных вузов. Мы хотим, чтобы участники ВИК включались в деятельность Передовых инженерных школ, и наоборот, чтобы эти школы искали себе новых инженерных звезд среди победителей конкурса», – заявил он.
Вузам необходимо обновлять образовательные программы и учить будущих инженеров комплексному подходу к разработке новых продуктов, отметил директор образовательных проектов ГК «Росатом» Валерий Карезин.
«Современные инженеры должны уметь не только следовать планам, но и реагировать на изменяющиеся условия и требования рынка; смотреть на свою работу как с точки зрения современных методов проектирования, так и с точки зрения экономической эффективности. Они должны учитывать мнение заказчика, внедрять в новый продукт современные и дешевые технологии, использовать маркетинговые инструменты для его продвижения. Есть известный тезис: производите не то, что вы можете производить, а то, что вы можете продать. Умение произвести тот продукт, который нужен на рынке, очень важно для современного инженера», – рассказал он.
Руководители многих ведущих российских университетов в ходе экспертных дискуссий обсудили с представителями российских технологичных компаний сотрудничество между вузами и предприятиями, учитывая необходимость цифровизации и импортозамещения. Они также обсудили основные направления развития инженерного образования, вопросы междисциплинарного знания и практического внедрения прорывных научных инноваций.
На протяжении трех недель участники полуфинала конкурса будут дорабатывать свои проекты на акселерационной сессии. Для них состоятся персональные консультации с экспертами ВИК, тренинги, мастер-классы по развитию профессиональных и надпрофессиональных навыков, пройдут предварительные и финальные защиты работ. Имена финалистов будут названы 31 марта на церемонии закрытия полуфинала ВИК.