«Росатом» создаст Главное управление Северного морского пути для организации навигации и ледовой проводки в Арктике. Новая структура станет единым окном для судовладельцев. Развитие Арктического региона стало одной из центральных тем бизнес-повестки юбилейного, 25‑го Петербургского международного экономического форума. И лидерская роль «Росатома» на этом пути вполне оправданна.
«У нас в Арктике два преимущества — география и «Росатом». Почему? Мы часто говорим об импортозамещении, но в сфере развития СМП нам импортозамещение не нужно — у нас и так все есть. «Росатом» по конкурентоспособности — один из немногих мировых лидеров, причем высокотехнологичных. Главное — не сокращать планы по финансированию строительства ледоколов», — подчеркнул, выступая на ПМЭФе, спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
«Росатом» решает в Арктике ряд важных задач, сказал глава госкорпорации Алексей Лихачев. Прежде всего это поддержка российских недропользователей, помощь в проводке грузов на восток и обеспечение круглогодичной навигации по СМП. А также перенастройка внутренней логистики с учетом перегруженности БАМа и Транссиба и международный транзит.
В 2009 году Минтранс передал госкорпорации атомный ледокольный флот.
«Передан он был не в самом веселом состоянии: убыточное предприятие, технически слабое, которое жило в основном на субсидии государства, — напомнил Алексей Лихачев в интервью РБК-ТВ. — Сегодня «Атомфлот» — доходное предприятие, крайне авторитетное на Севморпути, получающее новые ледоколы, пользующееся доверием правительства с точки зрения развития нашей активности на СМП».
Советский рекорд перевозок по СМП — 6,8 млн т, в прошлом году «Росатом» обеспечил перевозку более 35 млн т. Цель на ближайшие годы — выйти на 80 млн т. Как рассказал Алексей Лихачев, недавно в Госдуме прошло первое чтение законопроекта по передаче корпорации функций по управлению всем морским движением на СМП и прилегающих территориях. Этим займется Главное управление Северного морского пути. Символично, что в декабре этого года исполнится 90 лет со дня создания советского Главсевморпути, который возглавлял легендарный Отто Шмидт — «человек, золотыми буквами вписавший свое имя в мировую историю освоения Арктики», отметил Алексей Лихачев. В 1932 году Шмидт руководил экспедицией на пароходе ледокольного типа «Сибиряков», которая впервые прошла Севморпуть за одну навигацию.
По словам гендиректора «Росатома», как только законопроект пройдет все чтения в парламенте, корпорация учредит Главсевморпуть. Новая структура будет не только заниматься ледовыми проводками, но и отвечать за развитие этого большого международного транзитного пути, включая энергетическую инфраструктуру.
«Надеюсь, что в июле мы выйдем на соответствующие нормативные акты и у нас появится Главное управление Северного морского пути, как координатор всего, а не только ледокольного движения, — сообщил Алексей Лихачев. — Наша цель — стать не только единым инфраструктурным оператором СМП, не только отвечать за все морское движение по нему, но и вместе с губернаторами, судостроителями, энергетиками сделать все для развития Арктики».
Международное бизнес-сообщество не утратило интереса к долгосрочному использованию Северного морского пути, уверен Алексей Лихачев. Он не стал называть страны и компании, но уточнил, что те инвесторы, которые планировали работать с корпорацией над единой транзитной системой контейнерных перевозок, «остаются за столом переговоров».
По оценкам «Росатома», чтобы обеспечить к 2030 году 150 млн т грузоперевозок по СМП, нужно построить флот: 21 газовоз, 12 танкеров, девять контейнеровозов (в том числе для рефрижераторных контейнеров), 10 балкеров и три универсальных судна — все не ниже ледового класса Arc5. Об этом на ПМЭФе рассказал заместитель гендиректора «Росатома», директор дирекции СМП Вячеслав Рукша. По его словам, ключевым элементом судоходства в акватории Северного морского пути являются суда арктического класса, которые снабжают инвестпроекты и доставляют социально значимые грузы в отдаленные районы Арктики.
Основными рынками сбыта к 2030 году станут страны Азиатско-Тихоокеанского региона, что потребует усиления ледокольной группировки в этом направлении. К 2027 году в акватории СМП с учетом строящихся сейчас атомных ледоколов будут работать семь судов «Атомфлота». Но для обеспечения растущего грузопотока этого мало.
«Росатом» рассчитывает, что дополнительно будут построены пятый и шестой серийные атомные ледоколы и суда атомного технологического обслуживания. Кроме того, основываясь на прогнозах операторов крупнейших инвестиционных проектов в Арктике, в дирекции СМП считают необходимым строительство до 2030 года четырех ледоколов на органическом топливе, которые будут обеспечивать ледокольные проводки вблизи крупных терминалов Обской губы и Енисея и позволят высвободить более мощные и автономные атомные ледоколы для работы в восточном секторе СМП, обеспечения круглогодичной навигации на восток.
На СМП уже работает головной ледокол проекта 22220 «Арктика» и ледокол «Сибирь» той же серии. Балтийский завод строит еще три судна этой линейки: «Урал», «Якутия» и «Чукотка». А в Приморском крае заложен атомный ледокол «Россия» проекта 10510 «Лидер». «Урал» скоро примут в эксплуатацию, «Якутию» обещают спустить на воду в этом году. Закладку пятого и шестого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220 «Росатом» ожидает в 2023 году, добавил Вячеслав Рукша.