Программа строительства Госкорпорации «Росатом» за 10 лет выросла в шесть раз. В этом направлении не отстает и «Маяк»: строительная площадка с каждым годом расширяется, а количество новых объектов увеличивается. Для того чтобы стройкомплекс предприятия работал стабильно и не зависел от поставщиков материалов и готовых изделий, на «Маяке» создаются обеспечивающие производства.
В июле 2019 года на предприятии был пущен в эксплуатацию новый асфальтовый завод, а через несколько месяцев руководство «Маяка» приняло решение о строительстве еще одного завода – бетонного, который выдал первую продукцию в январе 2021 года. В мае 2022 года на приборно-механическом заводе (ПМЗ) было пущено в эксплуатацию арматурно-каркасное производство. От идеи до создания полного цикла выпуска готовой продукции прошло всего шесть месяцев!
По словам главного инженера ПМЗ Юрия Ситникова, это была командная работа многих подразделений и служб «Маяка». Когда руководство «Маяка» поставило серьезную задачу в кратчайшие сроки пустить новое производство по выпуску продукции самого высокого качества, к реализации проекта подключились специалисты отдела главного энергетика и отдела главного механика предприятия, службы промышленной безопасности и ЦЗЛ, управления закупок и службы экологии, отдела ПСР и приборно-механического завода.
«Приведу только один пример: оборудование для арматурно-каркасного производства закупалось практически мгновенно и тут же монтировалось. А сколько было вопросов! Сначала требовалось привести в порядок неиспользуемое здание и подключить его к источнику электроснабжения, провести ревизию и восстановить работу крана и вентиляции, аттестовать режимы сварки и конструкторскую документацию, которая разрабатывалась под новое производство», – рассказал Юрий Ситников.
Сжатые сроки для пуска нового производства и качественная продукция для строительного комплекса, отвечающая стандартам атомной отрасли, – две главные цели нового проекта «Маяка».
– Работа по созданию нового производства была напряженной, – отметил Алексей Комаров, инженер по организации управления производством отдела ПСР ПО «Маяк». – Надо было быстро решить, какое оборудование необходимо, как правильно выстроить потоки изготовления, какие приспособления нужны для быстрой передачи изделий от одного рабочего места к другому. Много идей предложили работники ПМЗ. К идеальному состоянию производства нужно сделать еще несколько шагов, но самое сложное уже позади.
По словам Анастасии Монзуль, начальника производственно-технического отдела ПМЗ, ведущей темой качества всего арматурно-каркасного производства стала аттестация сварных соединений. Испытания должны проводиться в аттестованной организации аттестованными специалистами на аттестованном оборудовании, которое соответствует государственным стандартам. Долгие поиски в России такой организации, которая отвечала бы всем требованиям специалистов «Маяка», увенчались успехом – образцы сварных соединений были отправлены на испытания. На основании полученных протоколов аттестованы все 17 типов сварных соединений, технология сварки и сам процесс сварки в целом.
В ближайших планах нового арматурно-каркасного производства – выход на проектную мощность выпуска готовой продукции и работа персонала в три смены. Новое направление деятельности «Маяка» предполагает сокращение сроков и себестоимости возводимых объектов на строительных площадках предприятия.