Иран проинформировал Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), что страна снимет 27 камер, используемых Агентством для проверки и мониторинга выполнения Ираном ядерных обязательств по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) от 2015 г.
Гросси во время пресс-конференции с камерой наблюдения, похожей на те, что используются в Иране.
«Нам сообщили, что 27 камер… в настоящий момент демонтируется в Иране, за исключением системы онлайн-мониторинга процесса обогащения, которой мы там располагаем. Это, несомненно, представляет серьезную проблему для нашей способности продолжать проводить там нашу деятельность и подтвердить правдивость заявлений Ирана по выполнению СВПД», – заявил на пресс-конференции 9 июня генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Мариано Гросси.
«Я только что проинформировал Совет управляющих о сложившейся ситуации. Наши инспекторы будут сопровождать эти работы в течение следующих нескольких часов в различных точках Ирана, и мы заберем демонтированное оборудование».
«МАГАТЭ получило от Ирана «лаконичное» сообщение, подразумевающее, что все дополнительное оборудование для мониторинга, установленное в рамках СВПД – за исключением около 40 камер, которые установлены в рамках отдельного от СВПД «Соглашения о всеобъемлющих гарантиях Ирана», будет демонтировано», – сообщил Гросси журналистам. Иран уже приступил к дезактивации камер, но на демонтаж всех 27 устройств уйдет «некоторое время», отметил он.
Демонтаж оборудования ни в коем случае не прекращает возможности непрерывности мониторинга по этому вопросу, но «очень близко приближается к этой крайности – окно возможностей очень сильно сужается», сообщил Гросси.
Он охарактеризовал ситуацию как «очень напряженную» и сказал, что переговоры о возрождении СВПД «постепенно затухают», а двусторонний процесс переговоров с Ираном по прояснению ряда нерешенных вопросов пока безуспешен. «Мое обязательство – проявить настойчивость, продолжить предлагать решения и варианты совместной работы с Ираном», – сказал он.
Возможности наблюдения должны быть восстановлены в течение примерно 3–4 недель, чтобы Агентство могло предоставить сторонам по СВПД необходимую точность мониторинга. По его мнению, неспособность добиться решения по этому вопросу станет «смертельным ударом».
Гросси сообщил, что МАГАТЭ еще не было проинформировано о «дополнительной деятельности», проводимой в Иране. «Мы знаем, что она там ведется – ведется уже в течение некоторого времени – и существует план по созданию новых и увеличению установленных мощностей», – добавил он.
Ранее Гросси заявил Совету управляющих МАГАТЭ, что Агентство не может подтвердить правдивость и полноту заявлений Ирана о выполнении «Соглашения о всеобъемлющих гарантиях». Выступая на открытии ежеквартального заседания Совета , он заявил, что Иран не представил «технически достоверных» разъяснений в отношении замечаний Агентства по трем незаявленным площадкам в Иране, а также отметил, что Иран не проинформировал МАГАТЭ о текущем местонахождении конкретных ядерных материалов и/или загрязненного оборудования.
Впоследствии Совет принял резолюцию, в которой выразил «глубокую обеспокоенность» по поводу того, что вопросы гарантий в отношении трех незаявленных площадок «остаются неурегулированными из-за недостаточной полноты сотрудничества со стороны Ирана», и призывает Иран «принять срочные меры для выполнения своих юридических обязательств и безотлагательно принять предложение Генерального директора о дальнейшем участии Агентства в целях прояснения и урегулирования всех нерешенных вопросов о гарантиях».
По сообщению информационного агентства «Мехр», Мохаммад Эслами, глава Организации по атомной энергии Ирана (AEOI), заявил по национальному телевидению 8 июня, что организация уже «прекратила» работу некоторых камер МАГАТЭ. Он также заявил, что Иранское ядерное агентство установило новые центрифуги для обогащения урана и начало закачивать в них газ.
СВПД был согласован в 2015 г. между Ираном и так называемой группой «P5 + 1», в которую входят США, Великобритания, Франция, Китай, Россия и Германия. В соответствии с условиями этой группы, Иран согласился ограничить свою ядерную деятельность, включая обогащение урана, на 15-летний период и позволить международным инспекторам осуществлять мониторинг в стране в обмен на отмену экономических санкций. США вышли из сделки в мае 2018 г. МАГАТЭ отвечает за осуществление контроля и наблюдения за выполнением Ираном своих обязательств по ядерной программе в соответствии с СВПД.