В канадской урановой компании Cameco, владеющей 40% акций совместного предприятия "Инкай" в Туркестанской области, ожидают открытия Транскаспийского маршрута для добываемого ею казахстанского урана. Об этом говорится в ее письменном ответе по электронной почте на вопрос корреспондента inbusiness.kz, заданный в ходе конференц-звонка в конце июля по итогам первого полугодия.
"Мы полны надежд, что Транскаспийский маршрут будет реальной альтернативой для транспортировки нашего материала с СП "Инкай". У нас еще нет подтверждения, будет ли или когда этот вариант будет доступен. Мы продолжаем работать с нашим партнером "Казатомпромом", чтобы получить значительную поставку по этому маршруту", – говорится в комментарии Cameco.
Напомним, по итогам I квартала канадская атомная компания сообщила, что будет использовать альтернативный путь через Каспий, Азербайджан и Грузию для доставки ее доли урана, добытого на крупнейшем в стране урановом месторождении Инкай.
"В то время как возможность перевозки через Россию сохраняется, из-за страховки и других опасений мы работаем с СП "Инкай" и нашим партнером по совместному предприятию "Казатомпромом" по обеспечению альтернативного маршрута перевозки, который не полагается на российские железные дороги или порты. Пока же мы приняли решение отложить ближайшую поставку нашей доли добычи на "Инкай", предназначенной для нашего аффинажного завода в Блайнд-Ривер. В случае если обеспечение альтернативного пути доставки займет больше времени, нежели ожидалось, то мы можем столкнуться с дальнейшими задержками в наших предполагаемых поставках с "Инкай" в этом году. Для уменьшения этого риска у нас есть складские запасы, долгосрочные соглашения по покупке и действующие соглашения о заимствовании урана, к которым мы можем обратиться", – говорилось в ее квартальном отчете.
До операции в Украине Cameco экспортировала добытый в Казахстане уран по железной дороге через порт в Санкт-Петербурге. В конце июня один из североамериканских перевозчиков отказался от погрузки российского обогащенного уранового продукта в этой гавани, так как это могло бы быть нарушением канадского законодательства. После этого канадское правительство предоставило годовую лицензию на перевозку урана из петербургского порта.
Судя по сообщению "Казатомпрома", в урановой нацкомпании смогли договориться с госорганами Грузии и Азербайджана о транзите 3,5 тыс. тонн урана по Транскаспийскому маршруту, который использовался несколько раз еще с 2018 года. Кроме того, она подала заявку на увеличение этой квоты для обеспечения потенциальной поставки всего объема "Казатомпрома" и его партнеров по СП.
"Компания продолжает оказывать содействие своим партнерам по СП в их усилиях по транспортировке готовой продукции по Транскаспийскому маршруту. Независимо от того, поставляется ли уран "Казатомпромом" или его партнерами по совместно разрабатываемым казахстанским активам, он не меняет своего происхождения до момента прибытия на западные конверсионные предприятия", – указывалось в коммуникации "Казатомпрома" по производственным итогам первого полугодия.
В ходе недавнего созвона с инвесторами главный директор по коммерции урановой нацкомпании Аскар Батырбаев говорил, что компания планирует использовать альтернативный порту Санкт-Петербурга Транскаспийский маршрут для доставки урана на международные рынки как минимум один раз до конца года. Он будет несколько дороже российского пути и будет использоваться немного чаще, чем прежде, подчеркнули в "Казатомпроме".
Высокодоходная доля участия в "Инкай" является важным производственным активом для Cameco, особенно учитывая, что канадская компания планирует закупить у аффилированного СП 50% произведенной им продукции в этом году. В прошлом году "Инкай" было добыто 3449 тонн урановой продукции, общая прибыль за этот период составила 229 млн долларов. В первом полугодии 2022 года совместное предприятие добыло более 1,4 тыс. тонн урана и заработало свыше 88 млн долларов.