Более 26 млрд рублей будет выделено до 2025 года на строительство судна "Иван Фролов", которое должно обеспечить работу научных станций в Антарктике и Арктике, от которых зависит качество ледовых прогнозов на Северном морском пути. Ожидается, что судно начнет работу в 2028 году и заменит научно-исследовательское судно "Академик Фёдоров", построенное в 1987 году.
Как ранее отметил глава Минприроды Александр Козлов, строительство судна начнется по поручению председателя правительства Михаила Владимировича Мишустина в 2023 году.
"Академик Фёдоров" не может вечно ходить в Антарктиду, в тяжелые ледовые условия. Сейчас судну 35 лет - это слишком много. Пять-шесть лет он сможет поработать, как раз до выхода нового судна", - рассказал журналистам глава ААНИИ Александр Макаров.
Научно-экспедиционное судно "Иван Фролов" станет основным судном института для походов в Антарктиду и Арктику. Оно будет заниматься обеспечением станций, завозом грузов, оборудования и людей, а также там можно будет проводить научные работы. Судно будет рассчитано на 70 человек экипажа и 170 человек - участников экспедиции, включая вертолетные группы. Ледокол "Иван Фролов" сможет везде ходить без сопровождения ледокола.
"НЭС "Иван Фролов" должно соответствовать классу Arc7. Это будет самое крупное научно-экспедиционное судно такого класса в мире. Задача нового судна - обеспечение большого количества станций в Антарктиде. Там будет до 20 научных лабораторий, с самым современным оснащением", - отметил Макаров.
Сейчас в Антарктиде действует пять российских станций и пять полевых баз. В середине ноября планируется начать 68-ю Российскую антарктическую экспедицию (РАЭ). Во время прошлой экспедиции ученые открыли 18 ранее не исследованных озер в районе антарктической станции Русская, а также получили образцы древнего льда возрастом 567 тысяч лет, в которых содержатся данные о процессах, происходивших на Земле в этот период.
Новое судно поможет продолжить эту работу, а также будет задействовано для обеспечения работы научных станций в Арктике, ведь от качества ледовых прогнозов на Северном морском пути и от их своевременного получения зависят сроки и конечная стоимость не только грузоперевозок, но и реализация многих крупных проектов.
"Сезонного исчезновения ледяного покрова в Северном Ледовитом океане к 2050 году, как это заявлялось ранее, не произойдет. На период 2030-2050 гг. придется фаза понижения температуры воздуха в ходе 70-летнего колебания, и ледовые условия в арктических морях будут близкими к современным", - отметил Макаров.
К середине века ожидаемого сезонного исчезновения ледяного покрова в Северном Ледовитом океане не произойдет
Он добавил, что очевидная тенденция к тяжелым ледовым условиям буквально за неделю может измениться в сторону средних или даже легких, но может быть и наоборот.
"Организация судоходства по трассе Севморпути требует высокоточных прогнозов. Легкомысленный подход в этом вопросе может дорого стоить не только судовладельцам, но и крупному бизнесу", - подчеркнул Макаров.
В ноябре прошлого года в акватории Северного морского пути (СМП) оказались заблокированы во льдах более 20 судов, как тогда отметил директор дирекции Северного морского пути госкорпорации "Росатом" Вячеслав Рукша, некоторые судовладельцы снарядили свои суда для самостоятельного плавания по СМП и не подали заявки на ледокольное обеспечение.