У госкорпорации "Росатом" есть необходимые технологии для подъема подводных лодок К-27 и К-159, которые затонули в 1982 и 2003 годах в Карском и Баренцевом морях, считает руководитель проектов международной техпомощи ГК "Росатом" Анатолий Григорьев.
"Мы сейчас подходим к тому, что есть возможность обратить внимание на затопленные объекты (...) То, что мы сделали на берегу, позволит приблизиться нам к решению этой проблемы. И технологии, которые были уже использованы и освоены, будут полезными для осуществления подъема и обращения с затопленными объектами - в первую очередь, конечно, это 159-я и 27-я", - сказал Григорьев на конференции, посвященной результатам работы по ликвидации ядерного наследия, в Мурманске во вторник.
В своем докладе Григорьев отметил, что в северном регионе из состава ВМФ было выведено 125 атомных подводных лодок (АПЛ) и судов атомного технологического обслуживания (АТО), 121 объект уже утилизирован.
Ранее, в июле текущего года, замначальника управления нераспространения и физической защиты НИЦ "Курчатовский институт" Николай Книвель сообщал, что специалисты института планируют в 2022 году провести подводное обследование АПЛ К-159.
В сентябре 2011 года Григорьев заявлял "Интерфаксу", что считает возможным подъем подводных лодок К-27 и К-159 в 2030 году, а исполнителем работ может стать ФГУП "Атомфлот".
По его словам, по итогам технико-экономического исследования, проведенного иностранными партнерами, стоимость подъема "ориентировочно где-то 24,4 млрд рублей на подъем двух подводных лодок".
В апреле 2021 года был опубликован план мероприятий по реализации стратегии развития Арктической зоны и основ госполитики в Арктике. В документе говорилось, что Россия собирается поднять затонувшие подлодки К-27 и Б-159.
В сентябре 2018 года главный инженер "СевРАО" Дмитрий Гулак сообщал "Интерфаксу", что единственным местом, где можно безопасно выгрузить оба реактора К-27, является отделение "СевРАО" в Гремихе (бывшая база советских подлодок, ЗАТО Островной, Мурманская область), где уже с 2024 запланирован вывод из эксплуатации сооружений и реабилитация территории. В этой связи работы по подъему К-27 и отправке субмарины на выгрузку ядерных реакторов необходимо начать в ближайшие годы.
На атомной подлодке К-27 в мае 1968 года произошла радиационная авария. Лодку вывели из эксплуатации и поставили на прикол в губе Гремихе (город Островной). В 1979 году ее исключили из состава ВМФ СССР. В 1982 году затоплена в Карском море, она находится на глубине 75 метров.
В ночь на 30 августа 2003 года атомная подводная лодка К-159, выведенная из боевого состава Северного флота в 1989 году, затонула в ночь на 30 августа 2003 года в Баренцевом море во время буксировки для утилизации на судоремонтный завод "Hерпа" в Снежногорске.
В штормовых условиях понтоны, с помощью которых проводилась буксировка, оторвались, и подлодка затонула в 3 милях северо-западнее острова Кильдин. Реакторы АПЛ перед буксировкой были приведены в ядерно-безопасное состояние.
Hа борту субмарины находились десять членов экипажа сопровождения дивизиона "отстойных" атомных подводных лодок. Спасательной группе удалось спасти одного моряка и найти тела двух погибших - капитана 3 ранга Юрия Жадана и старшины 1 статьи Евгения Смирнова.
В двух реакторах, имеющихся на борту АПЛ, находятся стержни отработавшего ядерного топлива. По оценке экологов, "с учетом износа оборудования реакторов и корпуса подводной лодки ее следует считать одним из самых опасных объектов в Северном Ледовитом океане".
В июне-июле 2007 года в рамках международной программы сотрудничества в военной области по вопросам окружающей среды в Арктике (программа АМЕС) был проведен мониторинг радиационного фона в районе гибели АПЛ К-159, а также состояния самой лодки, который показал, что никаких негативных изменений в районе ее нахождения не произошло.