Объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути (СМП) превысил 32 млн тонн. В соответствии с паспортом федерального проекта «Развитие Северного морского пути» до конца 2022 года необходимо было достигнуть именно этого целевого показателя.
«Таким образом мы досрочно достигли целевого показателя федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. По нашим оценкам грузопоток по СМП в этом году может достичь 34 млн тонн. Окончательные итоги подведём в январе 2023 года», - сообщил генеральный директор ФГБУ «ГлавСевморпуть» (входит в Госкорпорацию «Росатом») Сергей Зыбко.
В период с 1 июля по 30 ноября 2022 года (летне-осенняя навигация, оказание услуг осуществляется в соответствии с приказом ФСТ России от 04.03.2014 № 46-т/2) ФГУП «Атомфлот» (входит в Госкорпорацию «Росатом») обеспечено 100 ледокольных проводок. Без ледокольной проводки (самостоятельное плавание в летне-осеннюю навигацию), но при информационном сопровождении ФГБУ «ГлавСевморпуть», прошло 30 судов. Наиболее благоприятные условия для плавания на всей акватории СМП наблюдались в сентябре 2022 года. Наиболее интенсивное судоходство было отмечено в Карском море (Обская губа, Енисейский залив).
Общая валовая вместимость судов, пошедших через СМП в период с 1 января по 13 декабря 2022 года, составила 52,521 млн тонн. Основу грузопотока составили нефтегазовые инвестиционные проекты: нефть и нефтепродукты (7,224 млн тонн), СПГ и газоконденсат (20,489 млн тонн). Угля было перевезено 295 тыс. тонн, рудоконцентрата – 43,5 тыс. тонн. Объем генеральных грузов составил 4,248 млн тонн.
Цель федерального проекта «Развитие Северного морского пути» – создание инфраструктуры способствующей увеличению грузопотока до 80 млн тонн в 2024 году и до 150 млн тонн к 2030 году, а также увеличение суммарной мощности морских портов. Проект входит в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, разработанный в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Куратором федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, является Госкорпорация «Росатом». В 2018 году был принят Федеральный закон, наделяющий её полномочиями в сфере развития и функционирования СМП. В 2022 году в Госкорпорации «Росатом», по распоряжению Правительства Российской Федерации, было учреждено федеральное государственное бюджетное учреждение «Главное управление Северного морского пути» (ФГБУ «ГлавСевморпуть») в чьи задачи вошло управление судоходством на СМП. В ФГБУ «ГлавСевморпуть» вошел Штаб морских операций ФГУП «Атомфлот», функции и отдельный персонал ФГБУ «Администрация Севморпути» Росморречфлота Минтранса России.
При этом законодательно, кроме механизма выдачи разрешений на плавание в акватории СМП, были добавлены возможности их приостановления, возобновления, внесения изменений и прекращения действия. Эти изменения были введены в условиях роста грузопотока по СМП, чтобы усилить безопасность судоходства в акватории.
Валовая вместимость означает величину наибольшего размера судна, определенного в соответствии с положениями Международной Конвенции по обмеру судов 1969 года.