Несмотря на воскресенье, несколько десятков курчатовцев собрались 25 декабря около здания реактора Ф-1 на традиционный митинг в честь годовщины его первого пуска.
Слово брали и заслуженные работники Центра, и молодые ученые. Особенно тепло участники приветствовали выступление Анатолия Федоровича Яшина — ветерана Института, начавшего работать еще под руководством И.В. Курчатова.
"Центр силы", "точка отсчета новой эпохи", "альма-матер отечественной атомной техники" — все эти звучавшие эпитеты не преувеличение: ведь в этом месте и в этот день 76 лет назад совершился поворот истории страны и мира.
Анатолий Яшин, главный специалист Управления эксплуатации ресурсных центров, курчатовец с 1950 года.
— Я начал работать в институте в те времена, когда вокруг этого здания был режим абсолютной секретности: никто толком не знал, что находится здесь, на огражденной территории. Сюда регулярно приезжали автомобили, что-то грузили, уезжали. И была легенда, что прямо тут готовят атомные бомбы и вот за ними грузовики и приезжают. Насколько я знаю, Игорь Васильевич таким слухам не препятствовал… Потом, когда стало известно, что здесь первый в Евразии реактор, решили, что установку нужно как-то назвать. Появилась мысль: присвоить реактору звание "Альма-матер всей отечественной атомной техники". К сожалению, название не прижилось — но хотелось бы, чтобы Ф-1 так и назывался.
Мы много говорим о тех, кто создавал реактор. Но хочется вспомнить и тех, кто работал на нем позднее. Например, долгие годы главным инженером Ф-1 был Владимир Хмызов… Очень долго на ректоре работал Вадим Дикарев, который предложил сделать так, чтобы плотность потока нейтронов Ф-1 была эталонной. И был Борис Ефимов, который за несколько лет работы этого добился. Есть еще много имен, которые не должны быть забыты.
Александр Благов, вице-президент НИЦ "Курчатовский институт".
— То, что сделали здесь 76 лет назад Игорь Васильевич и его коллеги, было сделано в кратчайшие сроки, небольшим количеством людей, с ограниченной материальной базой — и без права на ошибку. Не было полной уверенности, что все заработает как надо, но это заработало. "Атом подчинен воле советского человека", — сказал тогда Курчатов. И Курчатовский институт стал центром силы, локомотивом, который двигал российскую науку и делал это всегда успешно.
Валерий Песенко, заместитель директора НИЦ "Курчатовский институт" по правовым и административным вопросам.
— Курчатову было 43 года, когда под его руководством совершилось событие, изменившее мир. И для молодых, которые сейчас здесь собрались, это пример того, как надо не бояться дерзать, ставить перед собой самые серьезные, самые смелые задачи — даже если трудно представить, что это можно сделать. У нашей молодежи для этого есть все необходимое — это знания, опыт ветеранов, все то, что помогает творить и открывать.
Алексей Ковалишин, заместитель директора НИЦ "Курчатовский институт" по ядерным технологиям.
— На этом месте начался наш ядерный щит, который уже много десятилетий позволяет хранить мир без больших войн, — и в этом году мы особенно осознали важность этого. Отсюда выросли наши мирные атомные программы — энергетическая, транспортная, космическая… Именно то, что случилось здесь 76 лет назад, позволяет нам жить, развиваться и двигаться вперед.
Руслан Курский, аспирант, сотрудник Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий.
— Для меня запуск реактора Ф-1 сравним с полетом Юрия Гагарина… Большинство тех, кто стоял тогда рядом с Игорем Васильевичем, были молодыми специалистами. И именно они внесли огромный вклад в безопасность нашей страны и сделали так, что сегодня атомная энергетика — один из флагманов современной России. Для нас, молодых ученых, Ф-1 — это не только памятник науки и техники, но и место силы, доказывающее безграничные возможности российской науки.