В Информационном агентстве России ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная участию России в международном термоядерном проекте ИТЭР (ITER, International Thermonuclear Experimental Reactor) в 2022 году.
Ежегодная пресс-конференция российского Агентства ИТЭР была посвящена подведению итогов уходящего года в реализации международного проекта ИТЭР, а также обсуждению российских успехов в совместной реализации мегапроекта по созданию первого международного термоядерного экспериментального реактора. На вопросы российских журналистов отвечали директор направления научно-технических исследований и разработок Госкорпорации «Росатом» Виктор Ильгисонис, директор Частного учреждения «ИТЭР-Центр» (Госкорпорация «Росатом») Анатолий Красильников и директор Физико-технического института им. Иоффе РАН Сергей Иванов.
Говоря о наиболее значимых событиях 2022 года, Виктор Ильгисонис подчеркнул важность избрания нового генерального директора Международной организации ИТЭР после ухода из жизни Бернара Биго.
«Избран молодой, активный, опытный человек, непосредственное вовлечение которого в проект, я думаю, придаст определённую свежую струю и послужит нахождению решений по некоторым проблемам, которые, разумеется, всегда возникают при выполнении такого проекта», – сказал Ильгисонис.
«Важно, чтобы была абсолютная готовность всех участников оперативно, быстро, чётко решать возникающие трудности с привлечением всех соответствующих ресурсов и возможностей международной кооперации. С моей точки зрения, год прошёл позитивно, мы темп не потеряли, и в будущее я смотрю с оптимизмом», – отметил представитель Росатома.
Оценивая результаты выполнения российских обязательств по проекту ИТЭР в 2022 году, Анатолий Красильников особо подчеркнул важность неукоснительного соблюдения графика поставки компонентов.
«В проекте такого масштаба, когда участвуют 35 стран, соблюдение графика – это самое важное, потому что иначе начнёт разрушаться кооперация. Для нас, для России, график приоритетен», – подчеркнул директор российского Агентства ИТЭР.
«Проект находится на этапе, когда изготовление основных компонентов закончено у всех партнёров, идут поставки этих компонентов и их монтаж на площадке. В этом году мы отправили 44 трейлера с коммутирующей аппаратурой, поставили четыре первых гиротрона из восьми, поставили оборудование по диагностическим комплексам. Параллельно мы сегодня ведём разработку и изготовление прототипов по всем системам, за которые отвечает Россия», – пояснил Красильников.
О решающей роли сотрудничества в рамках проекта ИТЭР говорил директор ФТИ им. Иоффе РАН Сергей Иванов.
«Этот проект – это продукт кооперации, как международной, так и внутри страны. Что касается Физико-технического института, практические работы по созданию и защите проектной документации на данной стадии уже завершены. И по одной из диагностик мы уже приступаем к макетированию и изготовлению уже тех узлов, которые будут поставлены непосредственно в реактор ИТЭР. Работа идёт очень интенсивно, пока отставаний от графика даже в текущих условиях у нас нет. Все участники процесса работают в тесном взаимодействии в рамках установленных планов», – поделился Иванов.
Отвечая на вопрос журналиста о нынешнем формате взаимодействия России с партнёрами по проекту, Виктор Ильгисонис обратил внимание на то, что сложившийся в термоядерном сообществе определенный международный менталитет, чувство доверия к друг другу и взаимопонимание оказались выше политических пертурбаций.
«ИТЭР в некоем смысле в сегодняшних условиях оказался уникальным проектом. Ни от одного из участников международной кооперации ИТЭР мы не слышали какого-либо призыва ограничить участие России или российских ученых в этом проекте. Это не просто дань значимости того вклада, который вносит Россия в этот проект, это историческое наследие международного термоядерного сообщества, которое в значительной степени сложилось благодаря правильной политике, которую в свое время выбрало советское правительство в части выстраивания международных отношений по термоядерным исследованиям», – подчеркнул Ильгисонис.