«Росатом» сегодня насчитывает более 300 тысяч сотрудников, работает в 30 странах мира, реализует крупный портфель международных заказов на строительство атомных станций. Очевидно, что при такой масштабности задач требуется выстраивать систему подготовки кадров.
Нововоронежский филиал Технической академии «Росатома» в 2022 году значительно расширил спектр предоставляемых образовательных услуг. Сегодня, помимо обучения эксплуатационников с российских и зарубежных атомных станций, в открытом тренажерном комплексе началось обучение ремонтного персонала. Благодаря уникальности тренажеров, на них занимаются не только атомщики, но и представители других отраслей. В ближайшее время здесь ждут специалистов «Роснефти». Еще одна ветвь экосистемы подготовки кадров - сотрудничество с ВГУ. Оно велось академией (ранее НВ УТЦ) последние 20 лет. Но только в текущем году на Нововоронежской площадке начали обучать студентов, создали при университете базовую кафедру «Эксплуатация АЭС с ВВЭР».
Экскурсия на предприятие - один из шагов в выстраиваемой системе подготовки кадров. Более 50 студентов первого и второго курсов, факультетов романо-германской филологии и ядерной физики ВГУ, вместе с преподавателями совершили интеллектуальный тур по Нововоронежскому филиалу.
Будущих коллег, а сегодня у Техакадемии есть потребность в молодых кадрах, встречало руководство. Проректор - директор филиала Андрей Солнцев в своей презентации рассказал о задачах академии и о технических средствах, которыми организация располагает. Полномасштабный тренажер ВВЭР-1200, точная копия блочного пульта управления энергоблока - прототипа НВ АЭС, не оставил равнодушными студентов-физиков. Их интересовало все: сколько длятся занятия на тренажере, как одновременно уследить за всей информацией, поступающей операторам, как взаимодействует персонал между собой и что делать в случае аварии. Многофункциональный тренажер-имитатор, напоминающий своей виртуальной панелью огромный компьютер, кажется, понятен молодым своим функционалом. Но это не совсем так. Здесь используется уникальное программное обеспечение, которое позволяет делать сравнительный анализ проектов атомных станций и вести обучение по различным энергоблокам как на русском, так и на английском языках.
- Впервые вижу такие масштабные тренажеры, — делится студент Роман Мухаметов. — В атомной энергетике первоклассное оборудование.
Второкурсница Наталья Самодеенко из семьи атомщиков, оба родителя работают на АЭС. После университета девушка уже решила связать судьбу с атомной энергетикой:
- Здесь интересно. Одной документации сколько требуется изучить. Нам рассказали, как проходит «разбор полетов» в случае ошибочных действий на тренажере.
Совсем недавно введены в строй, а сегодня уже работают уникальные тренажеры: оборудования электроцеха инновационных блоков и тренажер по локализации течей рабочей среды. Студентам и преподавателям продемонстрировали и эти современные технические средства обучения для ремонтного персонала. Все можно было рассмотреть детально, потрогать и даже сфотографироваться, как в случае с тренажером ограниченных и замкнутых пространств. И вновь множество вопросов к специалисту: не получит ли человек увечья в случае ошибки, обучаясь на электрооборудовании, как в большом количестве проводов можно найти неисправность. Персонал Техакадемии имеет большой практический опыт работы на АЭС, поэтому любые вопросы их не застают врасплох.
Центр информационных систем поддержки обучения Нововоронежского филиала сегодня ведет работу по нескольким направлениям: разработка информационных систем, разработка электронных курсов и обучающих систем, создание графических материалов и учебных плакатов. Задача центра - сделать дополнительное образование атомщиков более наглядным и информативным. Руководители подразделений продемонстрировали свои достижения.
VR-тренажер, созданный в отделе разработки графических материалов, вызвал наибольший интерес у студентов. Нашлись смельчаки, которые попробовали, как это работает.
- Когда я надел VR-очки, — делится впечатлениями первокурсник Сергей Колышкин, — словно попал в другую реальность. Необычно. Многое, конечно, еще непонятно, но я хотел бы здесь учиться.
Готовить к работе в атомной отрасли с ранних лет — задача образовательной экосистемы «Росатома». Но сегодняшние студенты - люди практичные. Поэтому в завершение встречи начальник отдела управления персоналом Татьяна Ибрагимова объяснила критерии приема на работу и рассказала об оплате труда и социальных гарантиях.
- Моим лингвистам-переводчикам непривычно было оказаться в центре ядерных технологий, — делится впечатлениями от встречи заведующая кафедрой перевода и профессиональных коммуникаций ВГУ Лариса Кузьмина. - Но сегодня очень понятно рассказали, с чем связана работа переводчика в атомной отрасли. Мне понравилась заинтересованность руководства в подборе молодых специалистов.
- Спасибо за теплый прием - этот отзыв прозвучал от заведующей кафедрой ядерной физики ВГУ Ларисы Титовой.
И преподаватели, и руководство Технической академии понимают, что сегодня отрасли нужны самые разные кадры: управленцы и инженеры, операторы, сварщики и слесари. Без этих профессий невозможно решить поставленные «Росатомом» задачи. Тем более, что на Нововоронежской АЭС к 2036 году планируют пустить два новых энергоблока - восьмой и девятый.