По итогам 2022 года грузопоток по Северному морскому пути (СМП) за счет российских компаний вырос на 966 тыс. тонн. Прирост по сравнению с 2021 годом составил 3%. Соответствующие слова заместителя генерального директора «Росатома», руководителя дирекции Северного морского пути Вячеслава Рукши приводятся в Telegram-канале госкорпорации.
«Несмотря на внешнее влияние, рост российского грузопотока по Севморпути наблюдался в течение всего прошлого года. По итогам 2022 года грузопоток по СМП за счет российских компаний вырос на 966 тыс. тонн. Прирост по сравнению с 2021 годом составил 3%», — цитируется Вячеслав Рукша.
Также сообщается, что по Севморпути в 2022 году перевезено 34 млн 34 тыс. тонн грузов, целевой показатель федерального проекта «Развитие Северного морского пути» превышен на 2 млн тонн. Вместе с этим, по итогам 2021 года госкорпорация отчитывалась о фактическом грузообороте по СМП в объеме 34,85 млн тонн. Таким образом, отчетные показатели 2022 года могли снизиться на 2,3% по сравнению с фактическими перевозками 2021 года.
По информации ФГБУ «ГлавСевморпуть» (входит в госкорпорацию «Росатом») в течение 2022 года грузопоток увеличивался в первую очередь за счет перевозок сжиженного природного газа (СПГ). «Перевозки СПГ превысили аналогичный показатель 2021 года на 1,2 млн тонн (1258 тыс. тонн.), на 226 тыс. тонн выросла перевозка контейнерных грузов, на 109 тыс. тонн увеличилась перевозка навалочных грузов. Среди лидеров по растущему грузопотоку можно отметить ПАО «Новатэк» и ПАО «ГМК «Норильский никель». Серьезный вклад в общий грузопоток по СМП вносит компания ПАО «Газпромнефть», — отметил генеральный директор ФГБУ «ГлавСевморпуть» Сергей Зыбко.
Рост грузопотока продолжается и для строительства инфраструктуры проектов «Восток Ойл» (ПАО «НК «Роснефть»), ООО «Северная звезда» (корпорация АЕОН), ООО «ГДК «Баимская», ООО «Арктик СПГ-2» (ПАО «Новатэк»).
ООО «Северная Звезда» в этом году отгрузило три первых партии угля, добытого на Сырадасайском месторождении. Более 100 тыс. тонн продукции было отправлено в восточном направлении через акваторию СМП.
В акватории Севморпути для ледокольного обеспечения арктических инвестиционных проектов работает семь атомоходов, три из которых самые мощные в мире проекта 22220 «Арктика», «Урал» и «Сибирь».
Ранее сообщалось, что по состоянию на 13 декабря 2022 года основу грузопотока по СМП составили нефтегазовые инвестиционные проекты: нефть и нефтепродукты (7,224 млн тонн), СПГ и газоконденсат (20,489 млн тонн). Угля было перевезено 295 тыс. тонн, рудоконцентрата — 43,5 тыс. тонн. Объем генеральных грузов составил 4,248 млн тонн.
Цель федерального проекта «Развитие Северного морского пути» — создание инфраструктуры способствующей увеличению грузопотока до 80 млн тонн в 2024 году и до 150 млн тонн к 2030 году, а также увеличение суммарной мощности морских портов. Проект входит в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) на период до 2024 года, разработанный в соответствии с указом президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Куратором федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, является госкорпорация «Росатом». В 2018 году был принят Федеральный закон, наделяющий ее полномочиями в сфере развития и функционирования СМП. В 2022 году в Росатоме, по распоряжению правительства РФ, было учреждено ФГБУ «Главное управление Северного морского пути» (ФГБУ «ГлавСевморпуть»), в чьи задачи вошло управление судоходством на СМП.
Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей.