Количество субсидируемых каботажных рейсов по Северному морскому пути (СМП) в 2023 году планируется увеличить до четырех, чтобы обеспечить северный завоз. Кроме того, для этих целей предполагается привлечь суда меньшей вместимости для заходов в неглубоководные порты. Об этом сообщил первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, сообщает пресс-служба Минвостокразвития.
Гаджимагомед Гусейнов выступил с докладом на выездном совещании по подведению итогов работы по социально-экономическому развитию Дальнего Востока в 2022 году и приоритетным задачам на 2023 год, которое прошло под председательством вице-премьера — полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Замминистра напомнил, что в 2022 году было запущено регулярное грузовое сообщение по СМП, выполнено 2 рейса из портов Северо-Запада России на Дальний Восток и в обратном направлении, перевезено 8,5 тыс. тонн грузов, загрузка в восточном направлении по последнему рейсу составила 90%.
По его словам, в ходе весенней сессии планируется рассмотреть Государственной думы РФ закон о северном завозе. «Для того чтобы закон заработал со следующего года, мы должны запустить единую систему планирования северного завоза, определить единого морского оператора и приступить к созданию центра управления северным завозом. Также потребуется разработать и утвердить 10 подзаконных актов», — сказал Гаджимагомед Гусейнов.
Как заявил на заседании министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, ежегодно экспорт товаров по СМП через 7 лет должен превышать $100 млрд, а «значение СМП для экономики России будет сопоставимо с нефтегазовым сектором».
Напомним, Минвостокразвития внесло в правительство РФ проект федерального закона «О северном завозе» в ноябре 2022 года. Документ предусматривает принципиально новую систему управления завозом, вводит само понятие «северного завоза» и распределяет полномочия между разными уровнями власти. Согласно документу, грузы будут разделены на три категории для обслуживания в портах и терминалах в приоритетном порядке. Планируется ввести цифровую идентификацию и усовершенствовать механизмы закупки товаров северного завоза. Предусмотрены федеральные меры поддержки северного завоза. Предполагается, что обеспечивать перевозки приоритетных грузов северного завоза морским транспортом по субсидируемым тарифам будет единый морской оператор.
Единым федеральным координатором северного завоза выступит Минвостокрзвития России.
Сегодня в периметре северного завоза находится 25 регионов России, в которых проживают более 3 млн человек. Ежегодно на закупку и доставку более 3 млн тонн грузов выделяется более 87 млрд рублей.
Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.
В 2022 году по Севморпути было перевезено 34 млн 34 тыс. тонн грузов, целевой показатель федерального проекта «Развитие Северного морского пути» был превышен на 2 млн тонн.