Министерство просвещения России и Ростех будут совместно развивать систему подготовки рабочих кадров для промышленности, в том числе в рамках бесшовного образования и федерального проекта «Профессионалитет». Работа будет вестись с учетом резко возросших кадровых потребностей предприятий в связи с ориентацией на импортозамещение и увеличением объемов гособоронзаказа. Ранняя профориентация и корректировка учебных программ также будут распространяться на будущих авиа-, ИТ- и медицинских инженеров.
Соглашение о сотрудничестве и партнерстве подписали министр просвещения России Сергей Кравцов и генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов. Взаимодействие предполагает, что Госкорпорация при поддержке ведомства будет активно внедрять в учебные программы среднего профессионального образования (СПО) компетенции и практические занятия, базирующиеся на запросах реального производства. Изменения будут адресованы как студентам, так и преподавателям данных программ, в том числе, мастерам, повышающим квалификацию. Также больший упор будет сделан на профориентационную работу с учащимися старших классов.
«Система среднего профессионального образования – это основа успешного экономического развития Российской Федерации. Сегодня сфера подготовки ребят по рабочим специальностям очень востребована, интерес к ней растет с каждым годом. Более 60% школьников после 9 класса идут в колледжи. Нам очень важно реагировать на ожидания экономики и работодателей, соответствовать темпам и современным требованиям технологического развития, поэтому для дальнейшего развития и качественных изменений СПО необходимо взаимодействие всех заинтересованных сторон. Партнерские отношения с Госкорпорацией позволяют совместно выстраивать общие подходы к развитию опережающего образования, его синхронизации с требованиями рынка труда, созданию индивидуальных образовательных траекторий», — сказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Одно из перспективных направлений сотрудничества Ростеха и Минпросвещения в рамках заключенного соглашения — реализация федерального проекта «Профессионалитет». В соответствии с ним в течение 2022–2023 годов планируется создать 141 образовательно-производственный центр (кластер). В состав кластеров включены отраслевые органы исполнительной власти региона, средние специальные учебные заведения, ведущие подготовку кадров для отраслей, и опорные работодатели. Среди работодателей выступают предприятия, входящие в Ростех, в том числе в Перми, Рыбинске, Улан-Удэ, Самаре, Уфе, Ульяновске и Нижнем Тагиле.
«С учетом внешних угроз и санкционного давления растет объем нашей производственной программы. После 24 февраля 2022 года многие заводы перешли на работу в две и даже три смены, кадровая потребность предприятий Ростеха значительно возросла. Система опережающей подготовки специалистов, которую мы формируем совместно с Министерством просвещения, направлена на решение этой задачи. Она предполагает освоение студентами нескольких квалификаций одновременно, плюс сокращение сроков подготовки с одновременным повышением качества образования. Особый акцент планируется сделать на производственную практику, обучение и переподготовку преподавателей как в школах, так и в СПО, а также обновление оборудования в учебных классах», — заявил генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.
«Специалистов как рабочей, так и инженерной направленности Ростех отбирает, начиная со школьной скамьи. Корпорация и ее организации выступают индустриальным партнером предпрофессиональных классов в российских школах. Профессиональная траектория школьников выстраивается в рамках организации бесшовного обучения полного цикла — от школы до ссуза или вуза с гарантированным трудоустройством на предприятиях. В настоящее время Ростех уже готовит таким образом специалистов для авиационной отрасли, и в ближайшее время, в том числе в рамках подписанного соглашения, тиражирует на такие приоритетные для Корпорации направления, как ИТ, радиоэлектронная промышленность, медицинское приборостроение», – отметил заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Николай Волобуев.
Реализация соглашения предусматривает развитие отраслевого подхода к подготовке специалистов, внедрение мер по социальной поддержке студентов, повышение престижа рабочих профессий и развитие промышленного туризма.