На универсальном атомном ледоколе (УАЛ) проекта 22220 «Урал» проведены испытания опытного образца комплекса, который повысит точность прогнозов, необходимых при создании ледового навигатора. По результатам испытаний Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЦНИИМФ) в настоящее время формирует документацию для запуска приборов в серию. В частности, предполагается оснастить комплексами около 30 единиц арктических судов, сообщается в отраслевом издании госкорпорации «Росатом».
На «Урале» установили четыре измерительных блока: два по бортам, один на носу и один на корме. Герметичный термостабильный корпус комплекса обеспечивает функционирование измерительного блока при температуре воздуха до минус 50 градусов по Цельсию. Установка выполнена на основе лидара — лазера, способного осуществлять сканирование и измерения при неблагоприятных погодных условиях, пояснил заместитель гендиректора по научной работе, развитию, экономике и экологии морского транспорта ЦНИИМФ Александр Буянов. Луч выходит из блока бортового измерительного комплекса через оптическое зеленое стекло, излучение — в инфракрасном диапазоне, основная длина волны составляет 903 нм.
В реальном времени фиксируются значения пяти параметров ледовой обстановки: сплоченность льда, торосистость, толщину льда, ширину судоходного канала и скорость схождения его кромок, уточнил главный инженер проектов ЦНИИМФ Александр Проняшкин. В общей базе данных эти массивы привязаны к значениям момента измерений, что позволяет в динамике анализировать влияние ледовой ситуации на проводку каравана.
В ближайшей перспективе такие аппаратные комплексы станут частью цифровой экосистемы Северного морского пути (СМП). Система предполагает полную цифровизацию оформления разрешений на проход судов, мониторинг, диспетчеризацию и управление работой флота.
На разработку и запуск цифровой экосистемы Севморпути из федерального бюджета на 2023-2024 годы будет выделено 3,8 млрд рублей. По словам заместителя главы дирекции Севморпути Максима Кулинко, в цифровую экосистему войдут четыре элемента: единая платформа цифровых сервисов, бортовые измерительные комплексы, летательные аппараты, которые поднимаются с ледокола и мониторят ледовую обстановку в радиусе 200 км, а также фонд данных. Всю работу планируется завершить в 2025 году.