Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота, созданный в 1929 году, является головной научной организацией Российской Федерации в области морского транспорта, занимающейся практически всеми проблемами отрасли: развитием флота и портов, проектированием судов транспортного и служебно-вспомогательного флота, технологиями перевозки грузов, экономикой морского флота, технической эксплуатацией судов и портовой перегрузочной техники, радиационной безопасностью, охраной труда, развитием арктической морской транспортной системы, ледокольным и атомным флотом, всеми вопросами обеспечения безопасности мореплавания, разработкой региональных систем управления движением судов, охраной окружающей среды, разработкой планов ликвидации разливов нефти, разработкой проектов дооборудования судов транспортного флота для обеспечения мобилизационной готовности.
Институт выполняет научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы в области морского транспорта и оказывает услуги по стандартизации, сертификации грузов, тары и упаковки, разработке программных продуктов, системам управления качеством, осуществляет издательскую деятельность, проектирует и производит средства диагностирования механизмов и устройств и др.
ЦНИИМФ располагает высококвалифицированными специалистами, современной лабораторной и экспериментальной базой, необходимыми средствами вычислительной техники и машинной графики. В его стенах созданы научные школы и направления, получившие международное признание. Все это в совокупности позволяет решать самые разные задачи.
ЦНИИМФ активно участвует в работе международных организаций: Международной морской организации (ИМО), Международной электротехнической комиссии (МЭК), Хельсинской комиссии (ХЕЛКОМ), Черноморской комиссии по охране Черного моря от загрязнения, Северо-Западного тихоокеанского регионального центра по реагированию на разливы нефти, Трехсторонней комиссии (Россия, Финляндия, Эстония) по охране от загрязнения Финского залива и других.
Институт является ведущей организацией и разработчиком национальной системы нормирования технологической безопасности морской транспортировки грузов всех видов. Представлен в рабочих органах комитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов и подкомитетах ИМО и выполняет функции научной компетентной организации РФ по декларированию и сертификации грузов, сертификации и испытанию тары для опасных грузов, а также является головной российской организацией по работам МЭК по техническим средствам судовождения и связи.
В 1993-2006 гг. ЦНИИМФ участвовал в качестве российского координатора в Международных исследовательских программах и проектах "Северный морской путь" INSROP и IАNSROP), "Развитие европейской сети систем управления движением судов и информационного обеспечения" (VTMIS-NET), "Транспортная система круглогодичной транспортировки газового конденсата из Обской губы в Европу" (ARCDEV) и "Арктическая эксплуатационная платформа" (ARCOP), выполнявшихся учеными и специалистами Японии, Финляндии, Канады, Италии, Норвегии, Нидерландов, Великобритании, Германии, России и других стран.
ЦНИИМФ обеспечивает разработку, издание и доведение до судоходных компаний, портов, судоремонтных заводов, администраций морских портов, грузоотправителей и других организаций международных и национальных нормативно-правовых документов по безопасности мореплавания, защите морской среды, технологиям перевозок всех видов грузов, коммерческо-нормативной базе, технической эксплуатации судов, морскому судоходству и др.
Институт имеет 8 лицензий, выданных:
ЦНИИМФ владеет 19 действующими патентами на изобретения и свидетельствами на товарные знаки: на спасательное средство (патент № 2041126), на способ подготовки нефтяной водотопливной эмульсии для сжигания в дизеле (патент № 2088790), на способ управления работой утилизационной паровой котельной установки и систему его осуществления (патент № 2084756), способ защиты резьбовых деталей от коррозии (патент № 2048608), на электропривод гребной установки (патент № 1809736), на вискозиметр (патент № 2034264), на устройство для определения содержания воды в жидких нефтепродуктах (патенты № 2004906 и № 1428998), на способ измерения величины износа поршневых колец судового двигателя (патент № 1770817), на смазочные композиции (патенты № 2088638 и № 2103334), на антифрикционный состав (патент № 2120959), на способ защиты от коррозии (патент № 2194730,) на товарный знак "Двантик" (свидетельство № 217946), на укрытие судового люка (патент № 2222461), на товарный знак "Плам" (свидетельство № 276514), на полезную модель "Устройство для определения загрязнения жидкости продуктами износа" (патент № 41872), на полезную модель "Устройство для выверки шкивов" (патент № 45020), на способ определения эффективной мощности судового двигателя (патент № 2259544).
В 2005 году ЦНИИМФ успешно прошел очередную государственную аккредитацию в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.
Институт имеет:
ЦНИИМФ признан Российским морским регистром судоходства (РС) как экспертная научная организация в отношении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и услуг, выполняемых для всех типов судов - объектов технического наблюдения РС.
Институт, в основном, адаптировался к современным экономическим условиям, сумел сохранить ядро научно-технического потенциала, установил тесные взаимоотношения с новыми потребителями научно-технической продукции, расширил сферу своей деятельности и продвинул свои разработки на мировой рынок.
В институте работают около 400 человек, в том числе 70 докторов и кандидатов наук, четыре заслуженных работника транспорта РФ, заслуженный экономист РФ, заслуженный машиностроитель РФ и заслуженный изобретатель РФ. Пять работников института являются лауреатами Государственных премий и премий Совета Министров в области науки и техники.
ЦНИИМФ имеет устойчивое финансовое положение. Своевременно и в полном объеме выплачивает налоги в бюджеты всех уровней и обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды. Ни разу не было задержек с выплатой заработной платы. Объем выполненных работ за последние пять лет увеличился почти в 2 раза.
Высокий уровень специалистов и уникальный опыт решения сложных научно-технических проблем позволяют ЦНИИМФ эффективно и с высоким качеством выполнять научные исследования и проектно-конструкторские разработки в области морского транспорта и с оптимизмом смотреть в свое будущее.