Использование Северного морского пути (СМП) позволяет решить проблемы, связанные со страхованием судов. Такое мнение в ходе III международной конференции «Риски в морском страховании: лучшие практики, российский и международный опыт» высказал старший андеррайтер «АМТ Страхование» Борис Родин.
«На Севморпути не нужны никакие иностранные полисы, там можно будет спокойно пользоваться отечественными возможностями. Что касается переходов — да, это, действительно, большая проблема... Судно, которое следует из Юго-Восточной Азии пойдет через Индийский океан, на одном баке полностью маршрут не пройти, поэтому будут заходить в Коломбо — и все, в Коломбо с нашим полисом вас не пустят, в Индию тоже... С проходом через Суэцкий канал никаких проблем не возникнет, а в остальном — это, действительно, проблема... Пока события развиваются так, что российский страховщик остается у себя дома и страхует здесь», — сказал эксперт.
По его словам, «ничто, упоминающее Россию, приниматься не будет», включая полисы и гарантии. «И это уже происходит, и практика это показывает... Санкции можно наложить юридические, а можно этические. А это на поколение вперед», — добавил Борис Родин.
В феврале 2022 года санкции ЕС и США и ряда других стран в отношении России, впервые введенные в 2014 году, были значительно расширены. В настоящее время они состоят из широкого спектра секторальных мер, включая ограничения в отношении финансов, энергетики, технологий и товаров двойного назначения, промышленности, транспорта и предметов роскоши. Запрет ЕС на страховое покрытие судов с российской нефтью был введен 4 июня 2022 года.
Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана и соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.