На Северном моском пути (СМП) идет тяжелая работа по вызволению грузовых судов изо льдов. В ноябре дожидались ледокольной помощи 24 судна. Больше половины уже вывели, остальные освободят до 10 декабря.
Ранее сообщалось, что основная причина проблем с судоходством на Севморпути этой осенью — раннее замерзание Северного Ледовитого океана. Похожая ледовая обстановка в последний раз наблюдалась семь лет назад. И многие поверили, что таяние льдов в Арктике из-за глобального потепления — уже свершившийся факт, Севморпуть свободен и на ледокольной проводке можно сэкономить. Ее и не заказали.
«Но потепление не означает, что в Арктике льда больше не будет», — резонно заметил на одной пресс-конференции гендиректор «Атомфлота» Мустафа Кашка.
Нельзя сказать, что суда застряли во льдах из-за легкомыслия или жадности менеджеров. Прогноз Росгидромета по ледовой обстановке, по разным версиям, оказался неточным либо не был вовремя обновлен. Почему не все суда для подстраховки обратились в Штаб морских операций «Атомфлота», который предоставляет информационное сопровождение при самостоятельном плавании, остается только гадать.
Еще одной причиной стало нарушение системы поставок в рамках северного завоза. Разгрузка и отправка судов в дальневосточных портах шли не теми темпами. Причины, говорят в Минвостокразвития, — снижение объема каботажных перевозок на фоне увеличения международного грузооборота, отсутствие контроля за морскими перевозками и неудовлетворительный ход приемки грузов.
Кроме того, грузоотправители жалуются, что в этом году контракты в рамках северного завоза были заключены позднее, чем обычно.
На 1 декабря 13 судов самостоятельно или с помощью ледоколов покинули СМП. В частности, 23 ноября атомоход «Ямал» завершил проводку «Юрия Аршеневского» и «Витуса Беринга». 20 ноября ледокол «Вайгач» завершил транзитную проводку пяти теплоходов: Uhl Fusion, Golden Pearl, Golden Suek, Nordic Qinngua, Nordic Nuluujaak. Доведя их до мыса Дежнева, где сходятся Тихий и Северный Ледовитый океаны, «Вайгач» отправился обратно. В Певеке он возглавил караван из трех судов. В районе Новосибирских островов ледокол освободил еще пять.
Самой сложной была операция спасения теплохода «Механик Пустошный». На судне заканчивались продукты, вода и топливо. Как того требует морская традиция, каждый передал «Механику Пустошному» то, чем мог поделиться. Суда швартовались друг к другу, чтобы передать груз. «Вайгач» освободил изо льдов «Механика Пустошного», и тот встал в караван.
«Впервые в практике мы проводим восемь судов при таких условиях в такое время года в восточном секторе Арктики», — сказал капитан «Вайгача» Михаил Гончаренко. Обычно в караване ходят не больше двух судов: одно на буксире, второе — следом.
В «Атомфлоте», конечно, тревожатся. «Сейчас погода не мешает проводке, караван идет во льдах толщиной до 50 см. Но при любой толщине при сильном ветре судно может зажать во льдах. В таких условиях проводка возможна только на буксире: один ледокол — одно судно», — отмечает начальник Штаба морских операций, заместитель директора по судоходству «Атомфлота» Владимир Арутюнян. Если на Севморпути обстановка усложнится и «Вайгач» не справится сам, ему поможет ледокол «50 лет Победы». Предполагается, что к 5 декабря караван дойдет до чистой воды. До конца первой декады месяца эпопея завершится — застрявших на СМП не останется.
Другие атомоходы распределены по крупным арктическим проектам. «Ямал» работает с «Ямалом СПГ», «Таймыр» — с «Норильским никелем», но в ближайшее время тоже перейдет на «Ямал СПГ».
1 декабря головной универсальный атомный ледокол проекта 22220 «Арктика» после гарантийного ремонта вышел с рейда порта Санкт-Петербурга и направился в Обскую губу, где должен сменить «Ямал». Тот перейдет на обеспечение проводок судов «Арктик СПГ‑2». Контейнеровоз «Севморпуть» стоит на рейде в Находке, началась выгрузка. Продлится она дней десять, возможно, дольше. Новый ледокол «Сибирь» прошел ходовые испытания, он начнет работу в феврале 2022 года.
Ноябрь разрешил сомнения в актуальности ледокольного флота, которые возникли было у участников рынка перевозок по СМП в прошлом году.
«Арктические проекты интенсивно развиваются. Нужно думать о закладке еще четырех мощных ледоколов. Сегодня весь грузопоток в основном идет на Запад, но наша ближайшая перспектива, через два года, — круглогодичная работа на Восток. Там очень серьезный лед. Для его преодоления необходимы мощные ледоколы, а мощные — это только атомные», — подчеркнул Владимир Арутюнян.
По его словам, на глобальное потепление рассчитывать не стоит. Главный вывод прогноза на 2030–2050 годы, который сделал для «Атомфлота» Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, — ледовые условия в зимний период, для СМП это ноябрь — июнь, останутся такими же, как сейчас, толщина льда не уменьшится.