Система «Логос», разработанная Всероссийским НИИ экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИФ, входит в ГК «Росатом»), и в 2022 году устанавливаемая по гранту РФРИТ в Крыловском ГНЦ, в целом приближена к уровню зарубежных аналогов, однако по некоторым позициям требует серьезных доработок. Об этомрассказал начальник отделения математического модерирования и суперкомпьютерных технологий ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Андрей Таранов на конференции «Информационные технологии в машиностроении» в Москве.
По его словам, в целом система «Логос» не уступает зарубежным аналогам и может быть использована при расчетах, однако у нее есть проблемные элементы. «В части гидродинамики и прочности корпуса не все задачи будут решены с той точностью, к которой мы привыкли, используя зарубежное программное обеспечение», — сказал он.
В качестве примера он привел сравнительные расчеты работы водометного движителя насосного типа. Расчет при помощи расчетной сетки, построенной системой «Логос», дает погрешность до 18%, а Siemens STAR-CCM+ в пределах 3%. Также погрешности возникают при определении гидродинамических характеристик гребного винта, выше, чем у немецких производителей. Заметно менее точные результаты, чем у Ansys, возникают при решении задач на прочность элементов корпуса, причем некоторые задачи, как например, в случае радиальных перемещений цилиндрических оболочек, требуют вычислительных ресурсов, превышающих возможности программы.
«Проблема «Логоса» в том, что он начинает терять точность, когда возникает комплексная задача. Например, когда качается судно и при этом вращается винт. К сожалению, пакет программ «Логос» — это развивающийся продукт, но, к счастью, динамично развивающийся, и в этом смысле нами запланирована доработка его функций», — пояснил Андрей Таранов.
По его словам, сотрудничество с разработчиком «Логос» началось в 2019 году, а в 2022 году было оформлено в виде проекта, реализуемого при поддержке РФРИТ.
«Стоимость проекта 126 млн рублей, из них 70% — госфинансирование. В настоящее время завершаем первый этап: закуплена лицензия, проведено обучение сотрудников, организовано создание рабочих мест с необходимым оборудованием, техподдержка, также продолжается работа с расчетами», — сказал спикер.
Необходимость перехода на отечественное ПО вызвана, по его словам, возникшими рисками срыва работ по численному моделированию в судостроительной отрасли из-за ухода с рынка зарубежных компаний.