24 мая в Санкт-Петербурге состоялась научно-деловая конференция POLAR 2023, ключевой темой которой стала адаптация к климатическим изменениями в Арктике. В мероприятии приняли участие представители Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом».
Представители федеральных органов власти, бизнеса и науки, работающие за полярным кругом, обсудили актуальные вопросы арктического судоходства, изменения климата и экологической ситуации в акватории Северного морского пути. Участникам конференции были представлены прогнозы для организации ранних проводок и круглогодичного судоходства в акватории Северного морского пути (СМП), первые результаты работы экспедиции «Северный полюс-41» при поддержке ледостойкой платформы «Северный полюс» и возможности для новых исследований.
На стратегической сессии «Адаптация к климатическим изменениям в Арктике» заместитель директора Дирекции СМП Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко затронул вопросы финансирования развития Северного морского пути.
«До 2030 года общий объем финансирования, который должен быть вложен в развитие СМП, составляет более 1,4 трлн рублей. Средства спланированы до 2030 года в рамках инициативы «Круглогодичный Севморпуть». При этом примерное соотношение бюджетных и внебюджетных средств составляет 60% (бюджет) на 40% (внебюджет). Если говорить о плане развития СМП до 2035 года, который скорее носит больше стратегический, чем финансовый характер, то там указано 1,8 трлн рублей бюджетных и внебюджетных средств», - сообщил он.
«Ключевым условием успеха реализации всех Арктических проектов является координация сторон на всех этапах от применения современных проектных решений до взаимоувязки логистических решений в ходе их реализации», - заявил в своём выступлении генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие» (предприятие Госкорпорации «Росатом») Александр Бенгерт.
Советник и.о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Андрей Теницкий отметил, что атомные ледоколы имеют практически нулевые выбросы:
«Сейчас нам всем необходимо готовиться к росту грузопотока в акватории Севморпути. Безопасность является одним из ключевых приоритетов деятельности Госкорпорации «Росатом» и Росатомфлота. Важно, чтобы в акватории Севморпути работали ответственные судовладельцы. Необходимо заниматься мониторингом окружающей среды, учитывать в своей деятельности данные ученых и экологов. Я двадцать пять лет работал в Арктике и мне бы хотелось, чтобы будущие поколения увидели Севморпуть таким, каким он открылся мне».