В формате видеоконференцсвязи прошло заседание Экспертного совета проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях» («Центры компетенций»), реализуемого по поручению Президента РФ платформой «Россия – страна возможностей»external link, opens in a new tab и Минобрнауки России. Экспертный совет проводит оценку со стороны профессионального сообщества вопросов качества и объективности методов диагностики, оценки и развития универсальных управленческих компетенций и надпрофессиональных навыков у студентов и молодежи, а также их применимости и востребованности у работодателей.
В работе Совета приняли участие сопредседатели Экспертного совета: генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», и.о. ректора Президентской Академии Алексей Комиссаров и научный руководитель Национального центра физики и математики, академик РАН Александр Сергеев, а также члены Экспертного совета – заместитель Министра просвещения России Анастасия Зырянова и заместитель Министра здравоохранения России Татьяна Семенова.
В состав совета входят Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, ректоры ведущих российских университетов, заместители министров просвещения, труда и социальной защиты, цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, здравоохранения, сельского хозяйства, курирующих вопросы высшего образования, а также главы корпоративных университетов госкорпораций и представители бизнеса.
Со вступительным словом выступил генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», и.о. ректора РАНХиГС Алексей Комиссаров.
«Мы с вами встречаемся впервые в новом составе Экспертного совета: произошло обновление в наших рядах – и я рад приветствовать новых экспертов, с кем мы вместе будем работать над реализацией поручения Президента Российской Федерации. Проект вышел на новый этап развития: серьезно усилился Экспертный совет, почти до 200 выросло число вовлеченных в проект университетов, а количество студентов, прошедших оценку надпрофессиональных компетенций превысило 400 000», – отметил он, добавив, что охват проекта постоянно расширяется и в его географию включаются новые регионы и вузы.
«Проект развивается и в дополнение к уже имеющимся 11 образовательным программам на платформе «Россия – страна возможностей» в этом году добавится новый пул программ, которые будут внедрять у себя университеты проекта. В этом году мы продолжаем программу развития университетских команд – для максимального усиления эффекта от реализации проекта в университетском сообществе. Я хотел бы поблагодарить всю команду проекта – и разработчиков инструментов и тех сотрудников проекта, которые обеспечивают проведение мероприятий, развитие коммуникации с университетами и решают множество организационных управленческих задач», – подчеркнул Алексей Комиссаров.
Руководитель отдела аналитики и разработки диагностических инструментов Департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина, представляя анализ данных проекта за этот год, заметила, что тенденции по уровню проявленности надпрофессиональных компетенций, которые были выявлены в прошлом году, сохраняются.
«Студенты выпускных курсов обладают более низкими по сравнению с первокурсниками результатами по ключевым для работодателей качествам: «Ориентация на результат», «Стрессоустойчивость». При анализе взаимосвязей между результатами по различным компетенциям, мы, как и в прошлом году, видим отрицательную связь компетенции «Следование правилам» и компетенций «Планирование», «Стрессоустойчивость», «Ориентация на результат», а по итогам данных, собранных в этом году, – также более низкие оценки по компетенции «Лидерство» при повышенном уровне проявленности компетенции «Следование правилам». Принципиально важно сказать о результатах исследования мотивационно-ценностных установок молодых специалистов, выходящих на рынок труда. Ключевыми мотивирующими аспектами являются: принадлежность и возможность гордиться своей организацией, ощущать корпоративную идентичность, разделять миссию организации; возможность получать признание и быть экспертом в своей профессиональной области; видеть смысл в своей профессиональной деятельности, вносить вклад в благополучие общества», – рассказала она.
«Что касается ключевых демотиваторов – аспектов, снижающих рабочих настрой и вовлеченность – то рутинные и скучные задачи, консервативная корпоративная культура, а также необходимость брать на себя ответственность за результаты работы других людей негативно сказываются на мотивации молодых специалистов. Полученные данные позволяют лучше понимать особенности молодых специалистов, а также их ожидания от будущего работодателя. В свою очередь работодатели смогут учитывать особенности молодого поколения, выходящего на рынок труда, при отборе, разработке HR-бренда, формовании программ адаптации – и самое главное – при формировании ценностного предложения, ориентированного на различные когорты молодежи», – добавила Екатерина Степашкина.
Заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Татьяна Семёнова отметила важность проекта «Центры компетенций», обратив внимание, что для будущих медиков надпрофессиональные компетенции зачастую становятся профессиональными. Высокая вовлеченность в проект позволяет эффективно осуществлять обмен наработками, полезными кейсами не только на уровне вузов, но и между командами Минздрава России и президентской платформы «Россия – страна возможностей», обеспечивая положительный синергетический эффект этого взаимодействия.
Научный руководитель Национального центра физики и математики академик РАН Александр Сергеев заметил:
«Очень важно для успеха дела в больших и малых командах подбирать коллективы проектов не только по принципу единомыслия, но и по наличию универсальных и управленческих компетенций. Это должно распространяться не только на руководителей и лидеров, а в целом на всю команду проектов. В крупных корпорациях хедхантинг устроен с большим вниманием к тестированию кандидатов, особенно претендующих на руководящие должности. Мне кажется правильным, чтобы те усилия, которые прикладывает Президентская платформа «Россия – страна возможностей», находили отклик со стороны крупных работодателей. Возможно, стоит заключить соглашения о сотрудничестве с ведущими корпорациями, в рамках которых можно было бы гармонизировать совместные инструменты в этом направлении. Например, сейчас у Национального центра физики и математики появляется такой опыт оценки с точки зрения социально-профессиональной психологии. В этом году мы выпускаем первых магистрантов МГУ Саров и проводим среди них различного рода профилирования, которые уже дали много полезной информации, и позволят определенным образом распределить магистров. Это современное и очень интересное направление работы, которому во всем мире уделяется пристальное внимание. Наша задача сегодня – делиться получаемым опытом и внедрять их в наших образовательных организациях».
Заместитель Министра просвещения России Анастасия Зырянова оценила результаты работы проекта с точки зрения подготовки будущих педагогов:
«Очень внимательно посмотрела материалы проекта. Не могу не отметить, насколько команда проекта содержательно и организационно продвинулась вперед. Расширено количество участников, количество вузов. Сами материалы стали гораздо глубже, содержательнее, интереснее и масштабнее. Те выводы, которые команда делает в своей работе, мне кажется, они важны, интересны, результативны. Вы развиваетесь, растете – это очень здорово.
Мы очень много сделали с точки зрения того, чтобы наши педагогические вузы встали на единые рельсы. Мы разработали единое ядро педагогического образования. С этого года все первокурсники учатся по единым программам. Потому что если мы говорим о едином качестве образования на территории Российской Федерации, то, конечно, все педвузы должны готовить одинаково хорошо. Но вместе с тем, посмотрев на итоги исследования [команды проекта «Центры компетенций»], видим дефициты подготовки педкадров. Как в вузах, подведомственных Министерству просвещения РФ, так и в вузах, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ. Но правильная постановка диагноза – это первый путь к тому, чтобы назначить правильное лечение для выздоровления пациента. Поэтому повторюсь еще раз – очень своевременно и правильно то, что мы сейчас обсуждаем.
Подготовка педагогов – это тот момент, который определяет будущее нашей страны, потому что пройдет 3 – 5 лет и выпускники педвузов придут в школы и будут работать с ребятами, которые, в свою очередь, через несколько лет станут взрослыми гражданами страны и будут определять вектор ее развития. Поэтому значение педобразования сложно переоценить. Это тот фактор, который работает с будущим. На благо нашего государства. На благо нашей великой России».
Высокую оценку проекту дал и заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи Денис Аширов, подчеркнув важность сотрудничества:
«Росмолодежь выстраивает крепкие партнерские отношения с АНО «Россия – страна возможностей». Совместно мы реализуем большие значимые проекты, такие как «Твой Ход», «Мы вместе» и «Больше, чем путешествие». Росмолодежь открыта к дальнейшему сотрудничеству, в том числе в рамках развития Центров компетенций, которые уже сегодня используются как один из источников данных о реализации молодёжной политики в регионах, а также позволяют выявлять молодёжных лидеров посредством оценки их компетенций».
В рамках Экспертного совета мнением об участии в проекте «Центры компетенций» поделились и студенты. Так, студентка первого курса магистратуры Финансового университета при Правительстве РФ Анастасия Авдеева рассказала:
«Участие в проекте «Центры компетенций» оказало значительное влияние на мое личностное и профессиональное становление, в принципе инициировало потребность в развитии как надпрофессиональных навыков, так и различных профессиональных компетенций. Диагностика позволила оценить мои сильные и слабые стороны. Кроме этого, именно взаимодействие с кураторами и наставниками в рамках Центра компетенций помогло мне структурировать процесс понимания собственных целей и понять, как необходимо ставить конкретные задачи и что делать для формирования индивидуальной траектории. Это нашло отражение и в высокой внешней оценке. Я стала финалистом конкурса «Флагманы образования. Студенты», что дало мне толчок в стремлении развиваться в области педагогики и взаимодействия по формированию компетенций у подрастающего поколения.
Кроме этого, я увидела объявление от Минобрнауки о включении в кадровый резерв студентов, именно навыки, приобретённые в Центре компетенций, дали мне смелости подать туда заявку. После прохождения различных испытаний, в том числе в очном формате, я стала победителем этого конкурса. Именно благодаря Центру компетенций и развитию там надпрофессиональных навыков мне удалось получить возможность пройти стажировку в Министерстве науки и высшего образования РФ, что является хорошим результатом. Я считаю, что это мотивация для студентов развиваться и идти по линии государственной службы», – поделилась она.
В свою очередь, заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля подытожил:
«Сегодня прошло первое заседание Экспертного совета проекта в обновленном составе, усиленным представителями реального бизнеса и руководителями крупнейших научно-образовательных центров страны. Задача в проекте «Центры компетенций» перед Платформой стоит амбициозная – оценить проблематику, понять в чем причина и обеспечить при необходимости последующее развитие надпрофессиональных компетенций в системе высшего образования страны, поэтому и охват нашей работы получился таким, которого до настоящего времени никто не делал.
Напомню, что задача Центров компетенций в университетах, на базе которых и проводится диагностика компетенций, после оценки формировать для заинтересованных и мотивированных студентов индивидуальные траектории развития, в рамках которых обеспечивается не только «прокачка» надпрофессиональных компетенций, но и реализация основной цели платформы «Россия – страна возможностей» – обеспечение возможности реализации социального лифта для каждого жителя нашей страны. То есть это не теоретическая работа, а первый шаг в серьезной и системной практической деятельности. Тем более, что Центры компетенций в университетах превратились в точки входа для остальных проектов и инициатив Президентской платформы, а сам проект – и созданная инфраструктура, и получаемые в рамках реализации проекта достоверные данные – превращается в удобный базис для всех проектов АНО «Россия – страна возможностей».